Какие знаменитые усадьбы в Нижнем Новгороде стали музеями с уникальными экспозициями
Газета "Нижегородская правда" №73 от 07.12.22
Подписка на газетуВеликолепные особняки нижегородских купцов, белокаменные палаты XVI века и даже некоторые церкви Нижнего Новгорода удалось сохранить во многом благодаря тому, что в их стенах открывались музеи. Достаточно вспомнить, что после революции в особняке Рукавишниковых на Верхневолжской набережной, построенном в стиле итальянского палаццо, в 20‑е годы прошлого века демонстрировали технические достижения нового советского государства, а в Строгановской церкви работал музей истории религии и атеизма.
Итальянское палаццо
Усадьба Рукавишниковых на Верхневолжской набережной – одно из самых красивых зданий в Нижнем Новгороде – была построена представителем одной из крупнейших нижегородских купеческих династий Сергеем Михайловичем Рукавишниковым. Купец I гильдии унаследовал небольшой двухэтажный дом с мезонином и приличное состояние от своего отца. Поскольку Сергей Михайлович был приверженцем всего нового и современного, он принимает решение перестроить старый дом. К работам привлекаются лучшие архитекторы того времени. Через два года на откосе, где любила гулять изысканная публика, возводится роскошный особняк, богато украшенный лепниной и скульптурами. Кстати, старое здание не было сломано, его изящно вписали в общий комплекс. Впечатляло и внутреннее убранство: роскошный паркет, массивные дорогие двери, огромные зеркала, интерьерная живопись – чего стоит большой плафон парадной лестницы, расписанный Фомой Тороповым. Предмет гордости хозяев – бальный зал.
Сергей Рукавишников умер в 1914 году, а его наследники после революции сразу передали дом новой власти под музей. Кто знает, может быть, именно это спасло усадьбу от разграбления. Уже в 1918 году в здании размещают Народный музей, а в 1924‑м в одном из самых красивых особняков города получает прописку краеведческий музей. Сегодня усадьба имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, входит в музейное объединение «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник». Местные жители и туристы могут увидеть подлинные интерьеры особняка, воссозданную в них обстановку. Войти в музей, как и много лет назад, можно через парадный подъезд с массивными дубовыми дверями и чугунным козырьком с вензелями. Особенно ценно, что со времени создания комплекс почти не претерпел серьёзных изменений.
Королевская игрушка
Куда более сложно складывалась судьба дома Бурмистровой (урождённой Рукавишниковой). Усадьбу на пересечении улицы Жуковского (ныне Минина) и Провиантской Варвара Михайловна приобрела примерно в 1879 году. Перестройка старого дома заняла несколько лет. В 1884 – 1887 годах он приобрёл современные габариты и декор. Всё было сделано не только богато, но и со вкусом.
Описание дома есть в романе «Проклятый род» племянника Бурмистровой Ивана Сергеевича Рукавишникова: «Дом небольшой, изящный, как королевская игрушка … на каменном фундаменте … интерьеры отделаны кедром, орехом, бронзой, гобеленами, всюду вазы саксонского и екатерининского фарфора…». Но главной гордостью Варвары Михайловны был большой сад со скульптурами, фонтанами, стеклянными оранжереями. Всю жизнь Бурмистрова занималась благотворительностью, следуя девизу своего отца: «Жертвую и попечительствую». Именно она во время Первой мировой войны пожертвовала фронту все свои драгоценности, а потом перечислила на обустройство эвакуированного Варшавского политехнического института 50 тысяч рублей.
Когда произошла революция, Бурмистрова передала в дар городу и дом, и сад, а также личную коллекцию, включающую произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изделия из бронзы, серебра и фарфора.
После революции в доме находились различные учреждения: художественно-исторический музей, школа одарённых детей, Комвуз. Но в 1934 году принимается решение отдать часть комнат под литературный музей А. М. Горького. Увы, ненадолго. В 1941‑м музей эвакуировали в Тоншаевский район, а в особняке разместили госпиталь. Во время войны интерьерам был нанесён огромный ущерб: разрушена лепнина, испорчен искусственный мрамор, дорогой паркет, на котором были установлены печи-времянки.
Вернуться в родные стены сотрудники литературного музея смогли лишь в 1946‑м. В здании велись ремонтные работы, но средств катастрофически не хватало, к тому же часть комнат занимали жильцы, что тоже не способствовало сохранению особняка. В 1958‑м году дом пострадал от пожара – часть интерьеров реставрировать отказались опять же из-за нехватки средств. В 1989‑м году особняк поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения. И это помогло сохранить его и уберечь от сноса. В очередной раз музей закрыли на реставрацию в 2020‑м году. К сожалению, сроки окончания реставрации пока сдвигаются, но есть и приятные новости. В период реставрации под шестью слоями советской масляной краски реставраторам удалось обнаружить не только белый, но и розовый мрамор. А в помещении, где раньше была кухня, открылась уцелевшая историческая плитка времён XIX века. Так что хочется верить, что особняк, который выстоял в лихолетье, совсем скоро, обновлённый и воссозданный, откроет свои двери для посетителей.
В пику мракобесию
Кто бы мог подумать, но всем нам хорошо известная Строгановская церковь на улице Рождественской тоже выстояла благодаря тому, что в ней появилось музейное пространство.
В советское время архитектурную жемчужину хотели уничтожить как «рассадник религиозного мракобесия». Тем, что сегодня мы можем любоваться церковью с 300-летней историей, следует быть обязанными Сергею Константиновичу Вейсову – настоятелю храма отцу Сергею. Он собрал архивные документы и фотографии, ходил с ними по кабинетам начальников, доказывая, что это не просто религиозная святыня, это культурно значимый объект. В итоге храм не разрушили, а открыли в нём музей истории религии и атеизма. В годы войны в нём располагался склад лекарств, а потом филиал краеведческого музея.
К счастью, церковь не только удалось сохранить, но и вернуть ей её истинное предназначение. Сегодня храм открыт для прихожан.
Для себя и для народа
Буквально в нескольких десятков метров от усадьбы Рукавишниковых на Верхневолжской набережной ещё один особняк – на этот раз купца Дмитрия Васильевича Сироткина. Чтобы оценить архитектурную ценность, достаточно сказать, что дом был первой работой братьев Весниных – всемирно известных зодчих. Нужно отметить, что здание изначально строилось как музейное пространство. Его владелец – нижегородский купец-пароходчик, один из богатейших горожан начала XX века завещал после своей смерти передать дом в дар Нижнему Новгороду.
Известно, что строительство продолжалось 635 дней. Было задействовано 24 тысячи рабочих 21 специальности, а гужевой транспорт составлял 280 лошадей. Стояла важнейшая задача – построить такое здание, которое бы по всем своим характеристикам (планировке, освещению, вентиляции) подходило как для проживания, так и для музея. Строили в стиле неоклассицизма – презентабельно и парадно. Возведение изысканной усадьбы было закончено в 1916 году. Правда, пожить в новом доме Дмитрий Васильевич не успел – грянула революция, в 1919 году Сироткин уехал за границу. Усадьба, естественно, была национализирована, а в 1924‑м передана Главнауке для размещения художественного отдела Нижегородского музея.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что фасад особняка, несмотря на то, что здание несколько раз ремонтировалось, в целом сохранил свой исторический облик. Немало интересного сохранилось и внутри усадьбы, например, дубовые филёнчатые двери с латунными ручками, дубовые оконные рамы с медными ручками. На потолке – роспись, выполненная Александром Весниным. И, конечно, парадная дубовая лестница. К 800-летию Нижнего Новгорода в музее прошла комплексная реставрация: заменили систему отопления и вентиляции. Теперь создан нужный для произведений искусства температурный режим. Сегодня в музее представлено зарубежное искусство и картина Константина Маковского «Воззвание Минина».
Что касается Сироткина, то в 1920‑е годы он поселился с семьёй в Югославии, о последних годах его жизни ничего не известно, но поговаривают, узнав о том, что в особняке разместили музей, он остался доволен.