H
H e
S L n s
с
«Плавать приходилось в неимоверно тяжелых условиях»

Какой вклад внесла Волжская военная флотилия в победу под Сталинградом

Какой вклад внесла Волжская военная флотилия в победу под Сталинградом

Стена огня отделяла Волгу от Сталинграда

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

2 февраля в Сталинградской битве были разгромлены немецко-фашистских войска. Сталинградские переправы — это одна из важных страниц летописи этой битвы. Сотни судов работали на переправах, перевозили раненых, местных жителей, эвакуированных и военных. Доставляли вооружение и продовольствие для войск Красной армии. В годы войны деятельностью речного флота в период Сталинградской битвы руководил член транспортного комитета при ГКО, нарком речного транспорта СССР З.А. Шашков. Особым днем для волжских речников стал день 27 августа 1942 года. Речные и военные суда гибли от круживших в небе вражеских бомбардировщиков и артиллерии.

Берег левый, берег правый

Когда враг подошёл вплотную к Сталинграду, то единственной связью с «большой землей» остались волжские переправы. На переправах работали грузопассажирские пароходы, которые перевозили людей, военнослужащих, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Команды судов работали в опасных и сложных условиях. Противник стремился отрезать Сталинград от Волги, начинив всю реку минами.

7 августа 1942 года в 10 часов 45 минут вечера в Горном Яру от взрыва подводной мины погиб теплоход «Академик Тимирязев».

Сохранились воспоминания капитана Сергея Алексеевича Напитухина о том роковом рейсе:

«Было очень тревожно на сердце, какое-то тяжелое предчувствие не покидало меня. Да и, пожалуй, оно было у всего экипажа. Каждый находился на своем посту, разговаривали вполголоса, опасаясь быть обнаруженными. На борту было много военного груза, который так ждало командование фронта. И предчувствие не обмануло — с берега полоснули лучи прожектора, враг открыл по теплоходу орудийную стрельбу.

Одна за другой появились пробоины, сначала в надстройке, а затем и в корпусе судна. Аварийная команда едва успевала выполнять распоряжения, заделывать пробоины. Нужно было как можно скорее вырываться из-под обстрела. Маневрируя, теплоход уходил от залпов. Однако не прошло и часа, как в воздухе появились вражеские стервятники, небо засверкало от сброшенных парашютов с яркими осветительными устройствами, и наш «плавучий остров» стал виден как на ладони. А потом появились бомбардировщики и начали методично сбрасывать бомбы и магнитные мины. «Академик Тимирязев» заметался, как пойманный зверь, то влево, то вправо, но еще упорно двигался вперед. И все же дойти до Сталинграда не успел — страшный взрыв потряс теплоход…».

Сам капитан С.А. Напитухин был ранен, но смог выплыть на берег. На его глазах судно ушло под воду в считаные минуты, на глубину 18 метров. Погибло большое количество пассажиров и 42 человека команды из 97.

После трагедии теплохода «Академик Тимирязев», Сергей Александрович Напитухин принял пароход «Спартак» и продолжал служить на переправе. А после войны командовал флагманом волжского флота дизель-электроходом «Ленин».

В районе Акатовки, после выхода немецкого танкового корпуса на правый берег, пассажирские суда «Парижская коммуна» во главе с капитаном Л.Д. Галашиным, «Михаил Калинин» во главе с капитаном Н.М. Богатовым, «Иосиф Сталин» под руководством капитана И.С. Рачкова оказались запертыми в низовьях Волги. Сталинград пылал. Темная вода реки вспыхивала багрянцем. Дым от пожарищ расстилался над Волгой. Капитаны судов получили задание в ночное время прорваться вверх по реке через участок, простреливавшийся противником.

27 августа в 11‑м часу вечера два судна — «Парижская коммуна» и «Михаил Калинин» под непрерывным огнем вражеских орудий и минометов снялись с якоря. План прорыва судов через захваченный немцами участок был продуман капитанами детально. Дерзость этих судов удивила даже врагов. Суда на полной скорости прорывались через сплошную завесу вражеского огня, только семь раз загоралась надстройка теплохода «Парижская коммуна», корпус судна был пробит в девяти местах. Несмотря ни на что судно уцелело в этом огненном рейсе.

В более сложном положении оказался пароход «Иосиф Сталин» ввиду задержки отправления судна. Противник обрушил на пароход шквал огня. Капитан Рачков погиб на своем посту. Пароход продолжал вести первый штурман И.С. Строганов, но и он вскоре был ранен осколком в голову. «Иосиф Сталин» получил повреждение рулевого привода, противопожарных систем, в корпус через пробоины хлестала вода. На судне начался пожар. В это время один из снарядов попал в машинное отделение, и оно было выведено из строя. Прекратилась подача воды, и очаги пожара тушить было нечем.

Началась паника. Некоторые пассажиры стали бросаться в Волгу, чтобы спастись вплавь, остальные спасались на лодках. Судно было обречено на гибель. Пароход, освободившись от пассажиров, снесенный с мели течением реки, дрейфовал вниз по Волге. Вскоре его понесло на Ахтубинский осередок, где он и сгорел. От прекрасного пассажирского парохода остался лишь почерневший остов. Из 1200 пассажиров спаслось лишь немногим более 200 человек, которые были подобраны баркасом «Наблюдатель».

«Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, невзирая ни на что, застревая среди Волги; до самого конца ледохода продолжали упорно работать. Колесный пароход «Механик Власов», которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги», — вспоминал генерал-майор К.К. Абрамов, член военного совета 64‑й армии.

Капитан парохода «Иосиф Сталин» Иван Семёнович Рачков был похоронен на площади Героев в Сталинграде
Капитан парохода «Иосиф Сталин» Иван Семёнович Рачков был похоронен на площади Героев в Сталинграде

Легендарный пароход «Ласточка» под командованием капитана В.И. Крайнова перевез около 18 тысяч человек и отбуксировал до 20 тысяч тонн военных грузов. На судне трудилась семья механика В.Д. Григорьева, сын Николай — помощник механика, дочь Мария работала кочегаром. История этого буксира полна примеров героизма и стойкости команды. Капитан В.И. Крайнов погиб смертью храбрых.

Легендарным стал и баркаса «Абхазец» под командованием капитана А.Н. Хлынина. За всю навигацию баркас, ведомый умелым капитаном, не был подбит вражеской авиацией, хотя совершал в день до десяти рейсов. Вот что вспоминал потом капитан легендарного «Абхазца» Анатолий Николаевич Хлынин:

«Про наш баркас и его команду говорили, что нам везет, что они заворожены от вражеских бомб. Действительно, под какой бы огонь и бомбежку мы ни попадали, всегда благополучно выходили из них. Правда, пробоин в корпусе было, как в решете. Нам везло, но в каждом везении была причина — наш опыт…»

Экипаж пожарного парохода «Гаситель» во главе с капитаном П.В. Воробьевым, наряду с основной задачей — борьбой с пожарами, участвовал в перевозке боеприпасов, продовольствия и других грузов для осажденного Сталинграда. Получив около 80 пробоин в корпусе и надстройках, «Гаситель» продолжал работать на перевозке мирных жителей.

Пегодня на центральной набережной Волгограда можно видеть пароход «Гаситель». Он стал памятником боевым делам речников.

Катера-тральщики освобождают Волгу от мин
Катера-тральщики освобождают Волгу от мин

Плавучие госпитали

65 пассажирских судов были переоборудованы под плавучие госпитали. Они были приписаны Главному военно-санитарному управлению Красной армии. Плавучие госпитали принимали раненых в разных волжских городах, куда они прибывали с фронтов.

Прямо на берегу, у воды, они ожидали очереди на погрузку.

Пароход «Гончаров» за навигацию 1942 года вывез около 14 тысяч раненых бойцов и командиров Красной армии, совершив больше двух десятков рейсов. Неоднократно пароход попадал, казалось бы, в безвыходные экстремальные ситуации, но благодаря мастерству и знаниям Волги капитан Белодворцев выводил свой пароход в безопасные места.

Впоследствии Андрей Иванович вспоминал:

«…Плавать приходилось в неимоверно тяжелых условиях. В светлое время суток ходить было опасно, самолеты буквально охотились за судном, даже если оно имело на тентовой палубе знак Красного Креста. Неспокойно было и ночью. Стоим ночью у яра на якоре, и вдруг недалеко от судна взлетает ракета. Это значит, пароход обнаружен, надо срочно уходить. И точно, вскоре на месте бывшей стоянки судна начинают падать бомбы…»

Вклад речников в оборону Сталинграда был огромный, точно также, как и потери. Всего в боях на Волге погибло 10 тысяч речников и моряков Волжской военной флотилии. Вражеским огнём были уничтожены 389 речных судов и 12 кораблей.

В мае 1944 года флотилия была расформирована, флот стал работать на перевозке грузов. Военные суда вошли в состав Днепровской военной флотилии и дошли до Берлина.

Волга во все времена для русского народа была не только сердцем, она становилась защитницей, солдатом.

Галина Абаева

Ещё новости по теме
Выставка, посвященная 80-летию победы в Сталинградской битве, открылась в Русском музее фотографииНижегородская участница Сталинградской битвы Александра Нестеренко отметила 98-летиеКак горьковчане воевали за Сталинград и восстанавливали его после победы
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::