Казаться, а не быть: почему демонстрация жизни в соцсетях оказалась важнее самой жизни
Газета "Нижегородская правда" №65 от 01.09.2021
Подписка на газетуМир кардинально изменился. Всё чаще мы смотрим на него через камеру в своём смартфоне, будто соревнуясь друг с другом. Мы превращаем в контент свою еду, отпуск, детей, завидуя не жизни других, но их картинкам в социальных сетях. И готовы рискнуть собственной жизнью ради яркого кадра. Почему?
Фото любой ценой
Когда небо разрывает фейерверком, сотни людей на площади достают смартфоны. На то, как плещутся яркие огни, мы чаще всего наблюдаем через камеру.
Так же мы смотрим концерт любимого артиста, на радугу или закат. Мы бросили все попытки запомнить происходящее, отпечатать его в памяти. Радость будет неполной, если мы не поделимся ею в своих соцсетях. И пусть половина наших подписчиков была на том же салюте и тоже выложит видео фейерверка на своей странице, кто же мы будем, если не прокричим: и я, и я там был!
– Съездили посмотреть на «Швейцарию» после благоустройства, а у меня нет ни одной нормальной фотки, – сокрушается подруга Катя. – И что я выложу в Instagram?
На предложение не выкладывать ничего Катя смотрит на меня с изумлением.
– Не запостил – значит не было, – говорит она на полном серьёзе.
Всех нас шокировали кадры из аэропорта Кабула, когда афганцы цеплялись за набиравший скорость американский самолёт на взлётно-посадочной полосе. Но оказалось, что некоторые не просто цеплялись за взлетающий самолёт, обрекая себя на погибель, но и умудрялись снимать себя и происходящее на камеру.
Эффектные кадры загубили немало жизней. В 2014 году группы туристов оказались на месте извержения вулкана Онтакэ в Японии. Жертвами стали сотни человек. Весь ужас в том, что в найденных на месте трагедии смартфонах были обнаружены селфи на фоне извергающегося вулкана. Люди останавливались, чтобы сделать снимок, даже когда клубы пепла были в считаных метрах. А когда туристы всё-таки решились двинуться в деревню, было уже слишком поздно. От разрушительного пепла и груды камней спаслись только те, кто находился на расстоянии не менее 15 километров. Они тоже снимали происходящее на камеры смартфонов.
Ради эксклюзивного кадра люди готовы забраться на крыши высотных зданий, линии электропередач, электрички, лечь на рельсы или пройти мимо мчащегося поезда, взять в руки оружие или снять себя за рулём машины или даже мотоцикла. Нередко это заканчивается трагедией.
Так почему же инстинкт «сними и покажи» оказывается сильнее инстинкта самосохранения?
Безграничность мира
По мнению экспертов, виной всему соцсети, которые стали доступны всем и везде.
– Разнообразие социальных сетей и простота использования гаджетов способствуют тому, что люди стремятся как можно больше делиться впечатлениями от событий своей жизни. Постепенно возникает даже ощущение безграничности мира, – говорит психолог Анна Митрофанова. – Причин такого явления, как и самих видов размещаемых в сети фотографий, может быть много. Например, потребность поделиться какими-то полезными знаниями и умениями, стремление разделить с кем-то радость, одиночество и интуитивное желание привлечь к себе внимание, попытка преодолеть недовольство своей жизнью, создавая красивую картинку и желаемый образ себя и своего окружения в социальных сетях.
По словам социолога Александра Прудника, мы живём в новой реальности, где главное не кто ты, а как ты представлен.
– Реальность замещается картинкой, бытие замещается видимостью. И в результате жизнь человеческая тоже обесценивается, – говорит Александр Прудник. – Она включается в этот информационный поток и в нём растворяется. В ней утрачивается исключительность и самодостаточность каждого мгновения жизни человека. Потому что в соцсетях, когда ты выкладываешь непрерывно все самые мелкие события своей жизни, фотографируешься на фоне узнаваемых пейзажей или архитектурных памятников, фотографируешь еду, которую сейчас ешь, новую одежду, то ценность твоей жизни превращается в ценность контента, который будет или не будет востребован посетителями твоей странички.
Эта подмена, по мнению эксперта, очень опасна: ведь то, что нельзя превратить в контент для соцсетей, утрачивает ценность.
– Люди, которые снимают сцены катастроф, несчастий с другими людьми, в этот момент думают только о том, как бы успеть сделать кадр, и испытывают внутренний восторг от того, что им удалось поймать вот такую ситуацию. То есть происходит обесценивание личности, трагедий других людей. Трагедия тоже распадается на картинки. И в этом потоке картинок она замыливается, – считает социолог.
В конце концов, человеческая способность сочувствовать и сопереживать победит, а пока можно начать с себя.
– Если стараться сначала не запечатлеть, а прочувствовать и запомнить событие, то личная картина мира будет объёмной, разносторонней и интересной, – отмечает Анна Митрофанова. – И тогда сохранится разумный баланс между виртуальной и реальной жизнью, между настоящими эмоциями и их отражением в Сети.