Красочный дождь: нижегородка Анна Злобина рассказала, как сделала бизнес из раскрашивания зонтов
Газета "Новое дело" №23 от 16.06.2022
Подписка на газетуМногие не решаются заняться творчеством, начать рисовать, а уж о том, чтобы продавать свои работы, и речи быть не может. Но нижегородку Анну Злобину это совершенно не пугает – пятнадцать лет назад она открыла свой бизнес. Анна продаёт украшения и кружки, сделанные своими руками, но самое интересное – специальной краской, которая не смывается, раскрашивает зонты на заказ. Мы поговорили с Анной и узнали, с чего стоит начинать свой творческий бизнес и что мешает продавать свои произведения искусства.
С кистью в руках
Анна не мечтала с детства быть художником – она и представить не могла, что в итоге начнёт не просто рисовать и делать своими руками красивые вещи, но и зарабатывать этим.
«Мне уже больше 40 лет, а рисовать я начала в сознательные 35, – рассказала нижегородка. – Что-то своими руками я делала всегда. Но одно дело, когда ты просто вяжешь и вышиваешь, а другое – когда занимаешься этим профессионально. Я по образованию психолог, у меня 20 лет стажа работы. И есть умение чувствовать какие-то пожелания человека и передавать их в заказе».
Свою мастерскую Анна открыла около 14 лет назад.
«Тогда это было многим в новинку, – рассказала она. – В тот момент не было такого понятия как хендмейд – то, что сейчас очень модно и популярно. А 14 лет назад и материалов-то толком не было. Когда я начинала этим заниматься, у меня уже было ИП и официальные отношения с налоговой. Мастерская заработала практически сразу – появились заказы».
Начиналось всё с украшений, красивых кружек, а затем Анна постепенно увлеклась живописью. Здесь-то и появилась любовь к зонтам.
«Я и с шерстью работала, и с деревом, и где-то около десяти лет назад стала учиться рисовать, – рассказала Анна. – Изначально это была классическая живопись – акварель. А потом я попробовала расписать свой зонт. Мне вообще нравится рисовать в больших масштабах. Зонт большой, как полотно. И сама идея зонтов ложится в мою картину мира и, как показывает опыт, нравится моим заказчикам. Когда плохая погода, у всех портится настроение, все ходят с чёрными или синими зонтиками и с такими же лицами. А если взять красивый зонт, тем более сделанный по индивидуальному заказу, то в плохую погоду он поднимает настроение».
Раскрашивать зонтики – совершенно не то, что рисовать на холсте, тут много своих особенностей и нюансов.
«Сложность не сколько в материалах, сколько в технике работы кистью и краской, – рассказала Анна. – Если рисовать на холсте, можно нанести много слоёв краски и перекрыть, но получается толстый слой. На зонтике так сделать нельзя. Толстый слой краски начнёт трескаться или облезет, а мне нужно, чтобы с зонтиком ходили много-много лет».
Предпринимательская жилка
Конечно, не всё сразу получалось.
«Первые пробы всегда не получаются, – призналась Анна. – Даже сейчас, имея опыт работы с разными материалами, когда начинаешь пробовать что-то новое, первый блин всегда комом. И это не потому, что у тебя руки не из того места растут, просто не все тонкости материала можно знать, не всё учесть. Даже если просто кисть поменяешь, работа пойдёт по-другому. И из-за этого может получиться не совсем то, что ты хотел бы».
Её самая первая работа, выставленная на Ярмарке мастеров, была далека от совершенства. Но именно с неё и началась история успеха.
«Она была кривенькая, косенькая, – рассказывает Анна. – Как сейчас помню, её за 350 рублей купили, и это было очень большое вдохновение! Бизнес-плана не было, всё пошло само. Первые заказы – это дикая радость и восторги, ощущение, что теперь я могу всё. Потом приходит осознание, что это всё-таки бизнес и здесь работают те же законы, что и в обычной работе. Но когда я поняла, что могу прогнозировать свой доход и управлять тем, что делаю, появилась уверенность в своих силах».
Сделать бизнес из продажи своих изделий очень непросто – сложно найти баланс между творчеством и воплощением своих идей и умением угодить желаниям клиента.
«Мастера и творческие люди идут от процесса, а не от результата «я хочу заработать миллион», – говорит Анна. – С этой точки зрения бизнес и монетизация – это палка о двух концах. Есть дилемма: или ты делаешь то, что нравится другим, и то, что покупают, или делаешь то, что нравится тебе. Это не всегда совпадает. У меня это – к счастью или просто я так чувствую, – часто идёт вместе. Хотя я работаю на заказ, я делаю то, что нравится мне самой».
По мнению Анны, когда речь идёт о творческом бизнесе, совершенно не обязательно ставить главной целью заработок. Более того, в некоторых случаях это даже вредит.
«Те, кто строит бизнес, иногда хотят сделать магазин – собирают изделия других мастеров, делают наценку и продают, – делится художница. – Это как правило мужчины, у них немного другой склад ума, они более прагматичны, начинают с бизнес-планов. Но я могу сказать по своему опыту – если человек этим не горит, то бизнес закрывается за полгода. За четырнадцать лет я таких бизнесов видела очень много. Если хочется только тупо денег заработать на творчестве, то лучше заняться чем-то другим. В творческом бизнесе важен элемент вдохновения».
Каждый заказ, будь то зонт или украшение – очень кропотливая работа.
«Я работаю одна, у меня нет тысячи помощников, – делится Анна. – И суть таких индивидуальных заказов в том, что это делает один человек – ни у кого другого так не получится».
Анна признаётся: порой она жалеет, что в сутках всего 24 часа.
«Заказов больше, чем времени и желания, – говорит она. – Не хватает либо ещё одного дня в неделю, либо ещё двух рук».
Желание творить
Сейчас у Анны уже устойчивый бизнес и признание семьи.
«Не могу сказать, что меня поддерживали с самого начала, – рассказала она. – Я сама себя всегда обеспечивала материалами. Не было такого, чтобы я просила у мужа денег. У нас в семье просто так не принято. Когда мужья видят финансовый результат деятельности, они начинают понимать: ага, женщина делом занята. Но мы с мужем встретились уже тогда, когда мастерская приносила доход и я на эти деньги могла жить. И вопросов с мужем не было. А мама у меня – вообще капризная женщина, но потом она начала брать мои заказы. Это тоже своеобразное признание творчества».
Главной страстью Анны остаются зонты. Но помимо них, отдельное место в её сердце занимают игрушки из папье-маше.
«Это тот вид творчества, который пока не очень популярен с точки зрения продаж – это очень трудоёмкая работа, и игрушки выходят недешёвые, – рассказала нижегородка. – Стоят от 3 тысяч за небольшую игрушку, потому что она делается неделю. Пока это не массовые продажи, но я их всё равно люблю».
Помимо этого, Анна устраивает мастер-классы и живые встречи, учит людей рисованию и рукоделию.
«После пандемии я стала выходить на онлайн мастер-классы, – поделилась она. – Есть планы на онлайн-курсы по папье-маше. Насчёт курса по росписи зонтов я пока не уверена, но, возможно, устрою, так как многие о нём спрашивают. Далеко идущих планов пока нет, потому что я понимаю, что если мне надоест один вид творчества, то я перестроюсь на другой. Не могу сказать, что есть план на пять лет. Сейчас вообще сложно строить планы. Я хочу заниматься тем, что мне нравится и что даёт мне определённую свободу».
Анна признаётся, что для неё главное – любить своё дело и гордиться своими творениями. И, по большому счёту, в этом и кроется основной секрет любого успеха.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о том, как можно сегодня заработать на рукоделии.