H
H e
S L n s
с

Кто из иностранных брендов ушел из России, а кто остался?

Кто из иностранных брендов ушел из России, а кто остался?

Фото: Елена Орленко

Магазины Cropp и Reserved возобновили работу в Нижнем Новгороде под новыми брендами

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Громогласный уход зарубежных компаний из России принимает неожиданные формы. Одни бренды, собиравшиеся свернуть всю свою деятельность, продолжают спокойно работать. Другие спешно ищут инвесторов и перепродают бизнес. Третьи действительно захлопывают за собой дверь. Кто же какой путь выбрал и что в результате получат потребители?

На вкус и цвет

Для любителей фастфуда эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Сторонники ЗОЖ злорадно улыбнулись: компания «Макдоналдс» объявила, что окончательно покидает российский рынок.

«Гуманитарный кризис и ускорение неопределённости в бизнес-среде привели «Макдоналдс» к выводу, что дальнейшее владение бизнесом в России более нецелесообразно и не соответствует ценностям «Макдоналдса», – говорится в сообщении компании.

Теперь компания собирается продать рестораны в России «местному покупателю», однако использовать логотип и меню будет нельзя.

Примечательно, что, как ранее указывал сам «Макдоналдс», компания непосредственно управляет 84% ресторанов на российском рынке, остальные развивают франчайзи – то есть местные предприниматели, купившие франшизу. В некоторых СМИ появилась информация, что те рестораны, которые работают по франшизе, смогут эту работу продолжить.

Именно таким способом сохранила своё присутствие в России компания «Бургер Кинг». Ссылаясь на то, что российские рестораны работают по франшизе, бургерная спокойно продолжает работать.

Однако эксперты говорят, что многое всё-таки зависит от воли владельца бренда.

«По большому счёту если франчайзи захочет продолжать работать под вывеской «Макдоналдса», то у владельца бренда в текущей ситуации не будет рычагов воздействия в рамках международного права. Грубо говоря, куда «Макдоналдс» будет подавать в суд, если франчайзи ослушается и продолжит работу? В российский суд? Учитывая складывающиеся взаимоотношения с зарубежными странами, можно предположить, чем это разбирательство закончится, – говорит председатель совета директоров компании «Автосуши и Автопицца» Максим Бурганов. – Но есть одно большое «но». Франчайзинг – это не только вывеска. Это огромные логистические, производственные цепочки, и если головной офис их перекроет, то смысла находиться под вывеской не будет никакого. Бизнес-модель моего предприятия построена по тому же принципу, что и у «Макдоналдса». Мои франчайзи работают по большой цепочке поставок сырья, на информационных ресурсах, которыми я владею. Если оставить франчайзи «Макдоналдса» просто с вывеской, она ничего не даст: они не смогут повторить ни гамбургер, ни бигмаг, потому что у них нет и никогда не было доступа к технологиям. Если кто-то в Новосибирске захочет продолжать делать гамбургеры под брендом «Макдоналдса», он будет продолжать делать что-то, но это будет уже другой продукт, другой маркетинг, другие бизнес-процессы и скорость отдачи блюд».

Как стало известно на днях, бизнес «Макдоналдса» в России купит сооснователь «НефтеХимСервиса» Александр Говор. Как раз его компания управляла по франшизе 25 ресторанами «Макдоналдс» в Сибири. Теперь сеть фастфуда будет развиваться уже под новым брендом.

Обещают вернуться

С начала весны работу в России приостановили около 300 иностранных брендов. По словам директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Зубца, парад уходов иностранных брендов по большей части не имел рационального, экономического обоснования, а был акцией психологического давления. В 90% случаях, считает эксперт, уходящие компании легко могут заменить другие производители, в том числе местные.

Всё это время, пока двери магазинов зарубежных брендов были закрыты, они несли убытки, поскольку продолжали содержать помещения, платить зарплату сотрудникам и просто напросто не получали прибыли, которую могли бы получить, реализуя свои товары. Многие не скрывали, что ищут способ вернуться на российский рынок. Некоторые возвращались.

Так, немецкая Continental возобновила производство шин в Калуге под предлогом того, чтобы обеспечить работой своих сотрудников. Вернулась на рынок консалтинговых услуг, сменив бренд, канадская Colliers International. Сообщается, что уже в августе может снова открыть двери своих магазинов японская Uniqlo.

Эксперты считают, что если бренды не вернутся в ближайшее время, то потребители найдут им замену.

Неоднократно сообщалось, что варианты возобновления работы магазинов в России рассматривают IKEA и компания Inditex, которая владеет брендами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Uterque, Stradivarius, Pull & Bear, Bershka и др. Правда, точные даты пока не называются.

Стоп, продано!

Другие выбрали путь, который сейчас проходит «Макдоналдс», – продать бизнес российским инвесторам.

Например, в середине марта немецкая компания OBI заявила о закрытии своих магазинов стройматериалов, а в конце апреля магазины сети снова начали открываться по всей стране. Вскоре стало известно, что немцы подыскали покупателя на российскую часть своего бизнеса в лице группы инвестиционно-строительных компаний МАХ. От бренда OBI, по всей видимости, как и в случае с «Макдоналдсом», придётся отказаться, зато на рынке стройматериалов в России останется мощный конкурент, а сотрудники сохранят работу.

Известно, что уже продали свой бизнес хлебопекарный холдинг Fazer и компания по производству молочной продукции Valio. Собирается продать свои АЗС компании «Лукойл» нефтегазовая компания Shell. О намерении продать свои активы заявили производители пива, датская Carlsberg Group и голландская Heineken.

Продать российское подразделение намерен польский ретейлер и производитель одежды LPP SA, владеющий брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay.

А буквально на прошлой неделе были подписаны соглашения, которые предусматривают передачу акций Renault Россия городу Москве и акций «АВТОВАЗа» – государству в лице подведомственного Минпромторгу России ФГУП «НАМИ». В результате сделок 100% акций ЗАО «Рено Россия» будет владеть Правительство Москвы. 67,69% акций автоконцерна «АВТОВАЗ» переходят в собственность Российской Федерации.

«Передача доли Группы Renault государству позволит обеспечить сохранение управляемости «АВТОВАЗа» и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкционных ограничений. Так мы сохраним ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места», – отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

В целом эксперты оценивают передачу зарубежного бизнеса российским инвесторам позитивно. Это позволит не нарушать производственный ритм, сохранить рабочие места, дать время на адаптацию.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::