Куда и на чём смогут летать нижегородцы?
Газета "Новое дело" №12 от 31.03.2022
Подписка на газетуАвиакомпании сокращают парки самолётов, запчастей не хватает, а небо закрыто – так непросто выглядят сейчас последствия западных санкций для путешественников. Накануне сезона отпусков нижегородцы рискуют остаться без отдыха. Причём речь идёт не только о загранице, проблемы могут возникнуть и с перелётами внутри страны.
В режиме турбулентности
После начала спецоперации Европа, Япония, Канада и США ввели санкции против российских авиакомпаний, которые многие назвали беспрецедентными. Они запретили полёты и поставки самолётов с запчастями в нашу страну.
Это решение вполне ожидаемо обернулось проблемами, связанными с перелётами. Дело в том, что из 1,3 тысячи самолётов, находящихся в российском авиапарке, большая часть – 824 – иностранные. В основном европейские «Эйрбасы» и американские «Боинги». Все эти самолёты взяты в лизинг (услуга пользования имуществом с правом выкупа). И вот сейчас иностранные компании начали отзывать их назад. Доходило до того, что воздушные суда разворачивали прямо в воздухе, часть арестовали в зарубежных аэропортах.
В ответ российское правительство запретило нашим перевозчикам возвращать самолёты иностранным лизингодателям без специального разрешения. Но авиакомпании смогут летать на иностранных бортах только внутри нашей страны. Да и то, похоже, недолго.
Проблема в том, что запчасти к самолётам теперь будет банально негде взять. В результате авиакомпания «Победа» решила сократить авиапарк (он состоит из моделей «Боинг 737 – 800»), с 41 до 25 самолётов. Детали остальных самолётов будут использоваться для ремонта.
Подрезали крылья
Отечественных самолётов в российском авиапарке меньше 20 процентов.
– Но и тут проблемы, поскольку подавляющая часть систем, например, у нашего SuperJet – европейские, – объясняет главный редактор портала Аvia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров. – Только фюзеляж, салон да теплообменники наши. Поставки полностью отечественного SuperJet (SuperJet new) планировались только с 2024 года.
Но все эти самолёты – ближнемагистральные или региональные, то есть от Москвы до Владивостока они не долетят. Как и среднемагистральный (с дальностью до 6 тысяч километров) и полностью отечественный МС-21, производство которого сейчас начинается.
Дальнемагистральных самолётов, которые способны летать без дозаправок дальше 6 тысяч километров (как тот же «Боинг 777» или «Эйрбас А 380»), на сегодняшний день нет вообще. Конкурентом для иностранных самолётов мог бы стать знаменитый Ил-96. Но он серийно не выпускается. Сейчас на воронежском заводе проводится модернизация легендарного советского самолёта. Как говорят эксперты, если установить на него новый двигатель, отрасль получит отличный дальнемагистральный самолёт на 300 – 400 пассажиров. Но, по подсчётам, серийное производство Илов стартует не раньше 2024 года.
Надежды экспертов связаны с русско-китайским проектом CR 929. Это дальнемагистральный самолёт, способный составить конкуренцию «Боингу». Его разработкой занялись после того, как в 2018 году президент США Дональд Трамп начал с Китаем торговую войну. Власти КНР тогда предположили, что в качестве мер воздействия США попробуют ввести санкции против гражданской авиации. И, как показала практика в отношении России, так оно и вышло. Но пока судьба этого проекта тоже туманна.
…Понятно, что в ближайшее время туристам не стоит надеяться на массовые чартерные программы в популярные Турцию и Египет. По крайней мере, в том объёме, что были до пандемии.
Это подтверждают и цены, которые сейчас появились у некоторых российских туроператоров на ту же летнюю Турцию. Так, недельный тур на двоих с вылетом 1 июня можно купить за 135,6 тысячи рублей. Размещение в отеле 3 звезды, тип питания – «всё включено». Раньше аналогичный тур можно было приобрести за 40 – 50 тысяч рублей.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что нижегородский аэропорт имени Чкалова перешёл на работу по весенне-летнему расписанию.