Ландшафтные истории. В Нижнем Новгороде вышла книга о парках и зелёной инфраструктуре города
Нижегородцы любят свои парки. В современной истории города легко найти примеры, когда жители в буквальном смысле вставали на защиту зеленых массивов, называя их легкими мегаполисов, приютом для редких растений и птиц. Но существует еще и другой взгляд на парк, как на часть ландшафтной культуры, исторического наследия и зеленой инфраструктуры города. О нижегородском парковом опыте впервые рассказывается в новой книге «От ландшафтной архитектуры к ландшафтной инфраструктуре». Ее авторы – Ольга и Анны Воронины, потомственные ландшафтные архитекторы, которые больше всех знают не только о прошлом и настоящем парков, но и заглядывают в их будущее.
О том, почему появилось уникальное издание, кому его надо прочитать и что может изменить книга, сайту Pravda-nn.ru рассказывает кандидат наук, ландшафтный архитектор Ольга Воронина.
– Ольга Николаевна, ваша книга о парках, и, должно быть, тема эта достаточно актуальна. Недавно от одной из руководителей области услышала, что парки – это лицо города, по которому можно судить о всей инфраструктуре города…
- Подобная позиция только радует. В нашем провинциальном городе она долго была иной. Считалось, что парки – это временная территория, которая может быть выгодной под застройку. Соответственно их развитие велось по остаточному принципу.
Наша книга и появилась, можно сказать, поэтому. Еще несколько лет назад мы видели, что понимание и представление о парке, как об объекте культуры и зеленой инфраструктуры, просто разрушается.
Материал же для этой книги собирался ни много ни мало 40 лет. Это исследования моей мамы Валентины Баулиной, первого ландшафтного архитектора города Горького (о ее жизни и работе мы рассказали в отдельной главе), мои и моей дочери. У меня за плечами кандидатская диссертация, которая была защищена в Москве на высоком уровне. Моя дочь прошла школу строительного института, и тоже защитила диссертацию. Потом она защищала диссертацию на тему зеленой структуры города во Франции перед членами ВАК из разных стран. Я убедила ее, что с такими знаниями и опытом надо вернуться в Россию, и применять их здесь.
На деле же оказалось, что и вместе у нас нет никаких ресурсов, чтобы изменить ситуацию. Идея книги родилась, когда стало понятно, что мы информацию не можем просто держать при себе. Анна сказала: «Если я сейчас не поделюсь своими накопленными архивами, я их никогда никому не отдам».
– Нижний прославился своим необыкновенным ландшафтом, и мы действительно гордимся и нашими закатами, и видами… Но вот глава в вашей книге называется «Конфликт инфраструктур». Трудно существовать городу с такими ландшафтными особенностями?
– В ландшафтной науке есть теория, что существует экологический каркас города с зеленой инфраструктурой, равно как, например, с транспортной инфраструктурой. Структуры эти должны взаимодействовать. Известно, как природа должна проходить через город, как люди должны в нем жить, как дороги должны строиться в зависимости от ландшафта, как избегать при этом природных и социальных катаклизмов… Но ровным счетом ничего из этого не работает в реальной жизни.
Первые генпланы Горького делались в 1934 году, и тогда никто ни о каком экологическом каркасе не задумывался. В то время был популярен ошибочный инженерный взгляд на развитие городов, когда считалось – мы всё разрушим и построим заново, создадим новый прекрасный мир. Мало того что фантазии были нереальные, плюс к этому не проводились исследования ни почвы, ни геодезии. Нарисовали схему города, проложили ее по природной инфраструктуре. Дороги проходят по рекам, оврагам и лесам. Коммунальные и промышленные зоны располагаются на самых лучших местах, а социальные зоны – на болотах. Получается, природа и человек друг друга подавляют.
С тех пор последующие генпланы, строительная документация основывается на тех, уже понятно, что опасных и нереальных решениях того времени. В книге нам удалось рассказать об этом более подробно, опубликовав также редкие фотографии, планы, схемы, архивные документы.
Беда строительной инфраструктуры в том, что она очень инертна. Моя жизнь прошла в борьбе с тем наследием. На кафедре ландшафтной архитектуры ННГАСУ я преподавала 25 лет с надеждой, что объясню всё студентам, и когда они повзрослеют, получат опыт, у них появятся ресурсы и силы, чтобы эту ситуацию изменить.
– Будем надеяться, что читатели по-новому станут смотреть на свой город и его развитие. А вы как автор в процессе работы над книгой сделали какие-то открытия?
– И немало… Мы даже переверстали уже почти готовую книгу из-за новой информации.
На определенном этапе решили отдать книгу на просмотр рецензентам. Она попала в руки историка В.В. Краснова, у которого оказалось накоплено очень много материалов именно о зеленых насаждениях, парках и зеленой инфраструктуре Нижнего Новгорода. Они были не востребованы, пока не появилась наша книга. Как историк он подверг сомнению некоторые наши утверждения, переработал их и дополнил фактами, нигде ранее не публиковавшимися.
Кстати, в книге красным шрифтом отмечены материалы архивов, которые только что рассекречены. А издательство «Кварц», которое очень поддержало нас в этой работе, предоставило редкие фотографии – тоже публикуются впервые.
И открытия, конечно, мы делали фантастические. Например, всем хорошо известен сквер около ДК им. Свердлова. Как городское пространство его оформили, чтобы было где гулять приличным людям, мамашам и няням с детьми, и чтобы не мешала им некультурная публика с Большой Покровской. В.В. Краснов принес нам фотографию, где написано, что скверик создал Эгберт Вольф. Тот самый, что к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года проектировал выставочный сад и получил за этот проект не только медаль от императора Николая, но и российское гражданство.
– Теперь о нем нижегородцы смогут прочитать в главе «Персоналии»…
– О нем и о других ландшафтных архитекторах, которые создавали нижегородские парки. О профессоре А.С. Никольском – авторе проекта Автозаводского парка. О признанных профессионалах Л.С. Залесской и Е.В. Шервинской, спланировавших Сормовский парк. О тех, кто нам известен.
Представьте, мы и сейчас не знаем, кто автор нескольких наших знаменитых зеленых зон. Например, кто ландшафтный архитектор прекрасного сквера на площади Горького? Неизвестно.
Многие нижегородцы вообще думают, что парки – это остатки естественных лесов. Вот «Дубки» – это точно не лес. У него очень красивый план, веерные дорожки, богатый дендрарий, то есть ассортимент растений очень широкий. Но кто это всё придумал, мы тоже не знаем.
Благодаря открытиям, которые мы делали в процессе подготовки, менялся и замысел издания. Например, вначале у нас не было идеи написать про городские усадьбы Нижнего Новгорода. Именно в них закладывались первые парки, называвшиеся вплоть до 1930 года садами. Сначала они были частными, потом стали общественными. Как сад усадьбы больницы Ляхово, Октябрьский сквер на Большой Покровской, сады князей Грузинских. И долго единственным общественным парком был Александровский сад. И если про их историю рассказывали, то об их ландшафтном дизайне – никогда.
Мы писали эту книгу и были постоянно в состоянии восторга, потому что находили удивительные связи. Собираемая многие годы разрозненная информация соединялась какими-то нитями и, в конце концов, становилась закономерностью.
Так, оказалось, что Нижний Новгород – тогда Горький – был неким культурно-просветительским центром, в котором обучали правильному озеленению специалистов из разных городов Советского Союза. В регионе существовали прекрасные питомники, растения из которых поставляли во многие города России. Здесь работали профессиональные кадры, проходили семинары. Всё было потеряно в 90‑е годы.
Хотя именно тогда была написана Концепция развития парков культуры и отдыха. Она не была реализована, но в эту книгу мы вложили все наши проекты и пояснительные записки. Получился такой взгляд в будущее, может быть, и в недалекое, потому что сейчас в обществе что-то меняется и происходит переоценка ценностей городских ландшафтов.
Наша книга для нас стала возможностью еще раз достучаться до большого количества людей, чтобы они смогли подумать о своем будущем и своей территории. Ландшафтная архитектура должна распространяться на всём пространстве, где мы живем. Она помогает жить не только в гармонии с природой, но и в красоте, которую мы создаем для себя. В этом случае человек будет счастлив и здоров.