Ливийский вариант: чему должна научить Россию печальная судьба Муаммара Каддафи
Газета "Новое дело" №40 от 14.10.2021
Подписка на газетуОб этом стоит поговорить сегодня. Ведь именно в этом году исполняется десятилетний юбилей так называемой «арабской весны», случившейся в 2011 году. Тогда же, в октябре, страшной смертью погиб лидер Ливии Муаммар Каддафи, растерзанный толпой мусульманских фанатиков. Однако сам режим Каддафи пал ещё раньше, за пару месяцев до трагедии, и пал только потому, что лидер Ливии искренне поверил в дружбу с западным миром…
История Каддафи лишний раз напоминает о том, что для Запада любые манёвры по «налаживанию нормальных отношений» – это вовсе не поиск компромисса или добрососедства с той или иной независимой страной, а лишь один из способов ведения войны против её независимости. Порой куда более опасный, чем открытое противостояние…
Мы уже проходили нечто подобное во времена развала Советского Союза, когда под убаюкивающие разговоры «о мире и дружбе» западники с потрохами купили нашу элиту во главе с Горбачёвым. Печальный финал этого предательства известен. Сегодня мы снова фактически ведём с Западом холодную войну за свои национальные интересы и суверенитет. И похоже, что западники на сей раз не намерены ограничиваться простой сменой власти в России на более удобных ему лидеров, как это случилось в начале 90‑х. Судя по публикациям в иностранных СМИ и текстам разного рода аналитических записок от западных спецслужб, против нас намерены разыграть именно ливийскую карту, с таким же финалом для нынешнего российского руководства…
Сам себе копал могилу
Многие годы Муаммар Каддафи, этот арабский революционер-социалист ‚противостоял западному миру, не боясь ни личных угроз в свой адрес, ни санкций, ни политической блокады. Даже уход с политической сцены важнейшего союзника в лице Советского Союза нисколько не смирил бунтарский дух Каддафи. Но в конце 90‑х ливийский лидер постарел и, видимо, порядком подустал, решив наладить отношения с Западом. К его удивлению, Запад охотно откликнулся. С Ливии были сняты обвинения в поддержке терроризма, с неё убрали все санкции, а в страну пришли многочисленные западные инвесторы…
Обрадованный Каддафи выпустил из тюрем так называемых несистемных оппозиционеров – прежде всего радикальных исламистов. Всего было освобождено 170 активистов радикальной «Ливийской исламской боевой группы» (организация, запрещённая в России), известной своими многочисленными террористическими вылазками. Лидеры исламистов поклялись в верности правительству. Однако время показало, что это были только слова…
А ещё Каддафи разрешил в стране беспрепятственное распространение иностранных СМИ. Одновременно ливийский лидер фактически перевёл все золотовалютные запасы страны в западные банки (главным образом в американские, итальянские и французские). А ещё западники всячески поощряли коррупцию на самом высоком уровне.
Так, приход каждого иностранного инвестора сопровождался щедрыми подношениями заинтересованным высокопоставленным чиновникам в виде счетов в зарубежных банках. Примечательно, что подношения делались даже тогда, когда сами ливийцы об этом и не просили (но скоро большие взятки в силу человеческой жадности вошли в обычную практику). Коррупция широко проникла и в семью лидера государства. Вот что рассказывала мне политолог, исследователь Ближнего Востока Юлия Чмеленко:
– Практически все дети Каддафи и его фавориты имели доходы от National Oil Company («Национальной нефтяной компании») и её филиалов. Значительная часть доходов от продажи нефти (95% экспорта) оказывалась на личных счетах членов клана Каддафи. По данным одного итальянского издания, члены его семьи владели совокупным капиталом в 70 миллиардов долларов…
Российский дипломат, профессор Александр Егорин в своей книге о Ливии пишет, что Каддафи так и не понял, что все западные уступки и заигрывания были лишь прелюдией к его свержению. Он не видел, что ливийская элита в результате тесных связей с западным бизнесом постепенно становилась продажной, а потому и предательской. Он не видел и ловкую пропаганду, которая шла через разрешённые иностранные СМИ…
Так жить они больше никогда не будут
А ведь Каддафи, пришедший к власти в 1969 году после свержения местной монархии, искренне пытался построить в своей стране настоящий социализм, общество равных возможностей! И весьма преуспел в этом направлении. Если до свержения ливийского короля 73% населения страны было неграмотно, то за время правления Каддафи эта цифра снизилась до 10%. В Ливии было открыто множество новых школ, университетов, 220 библиотек и читален, 25 центров по распространению знаний. Именно режим Каддафи обеспечил современным жильём практически всех нуждающихся ливийцев, живших до этого в подвалах, хижинах или палатках.
Яркую картинку внешнего облика страны в своё время дали журналисты украинской газеты «Сегодня», которые в составе правительственной делегации посетили страну Каддафи в мае 2009 года: «Триполи, столица страны, производит хорошее впечатление. Это большой современный город. Возводятся новые многоэтажные отели и офисные центры. Архитектура, за исключением старых кварталов и мечетей, в общем-то европейская…».
Газета при этом подчёркивала, что ливийцы живут лучше соседей.
Так, зарплата учителя и медсестры в стране достигала в среднем 1000 долларов. А каждая молодая семья получала от государства порядка 60 тысяч долларов на обустройство. На каждого члена семьи государство выплачивало в год 1000 долларов различных дотаций. Пособие по безработице – 730 долларов. Кредиты на покупку автомобиля и квартиры – беспроцентные… Согласитесь, даже по мировым масштабам уровень жизни ливийцев был очень неплохим!
Однако ливийцы всё равно были недовольны: ведь иностранная пропаганда, формально не агитируя против официальной власти, тем не менее внушала людям мысль о том, что они якобы могли бы жить не хуже жителей стран Персидского залива, также богатых, как и Ливия, нефтью. По этому поводу Александр Егорин справедливо заметил:
«Ливийцы хотели сравнивать себя не с соседями, тунисцами или египтянами, живущими значительно скромнее, чем они, а с жителями нефтеносных стран Персидского залива, у которых и города были красивее, и достаток более высокий, и даже дороги намного лучше…».
Нельзя сказать, что лидер страны не пытался бороться с такими иждивенческими настроениями. Но так и не смог:
«На побережье были построены, например, десятки рыбоперерабатывающих заводов: лови рыбу, перерабатывай её и продавай, но мало кто хотел ловить эту рыбу, тем более перерабатывать или продавать её… Увы, почти всё трудоспособное население было задействовано в малопродуктивном госсекторе, отчего ливийская бюрократия стала самой махровой в мире».
Власти однажды сократили 400 тысяч из одного миллиона госслужащих, при сохранении им денежного оклада в течение трёх лет – при желании эта сумма оформлялась беспроцентным кредитом
в 40,8 тысячи долларов на развитие «собственного дела». Но сильно развращённые масштабной социальной защитой своего государства ливийцы заниматься самостоятельным бизнесом не очень хотели – выданные кредиты они чаще всего просто «проедали», тратя их на покупку предметов роскоши или на развлечения.
Кроме того, они не понимали, что материальное благополучие Саудовской Аравии или Объединённых Арабских Эмиратов строится прежде всего за счёт того, что главным покупателем их нефти являются США и что вообще весь их национальный суверенитет находится под плотным американским контролем. А Каддафи как раз и не хотел торговать этим суверенитетом. За что и был приговорён…
Когда маски были сброшены
В декабре 2010 года помощник Государственного секретаря США Хосе Фернандес на международной конференции «США – Магриб» заявил, что «Америка приступает к реализации новой экономической стратегии на территории государств Магриба (Алжир, Тунис, Египет, Ливия, Мавритания, Марокко) под названием «Североафриканское партнёрство в экономических целях», имеющей главной целью поддержку молодых и перспективных лидеров». По его словам, в рамках этой стратегии была создана «закрытая региональная электронная социальная сеть для общения между местной молодёжью и коллегами из США».
Что всё это означало, стало ясно спустя три месяца, когда через эту американскую социальную сеть началась бешеная агитация против действующих тогда режимов арабских стран. Так, в начале 2011 года стартовала «арабская весна», которая нанесла смертельный удар по Каддафи…
… Буквально сразу же после начала революционных волнений выяснилось, что развращённая ливийская элита уже предала своего лидера. По словам Юлии Чмеленко, «когда в ливийском восстании при помощи НАТО произошёл переломный момент, нашлись предатели среди ближайших генералов Каддафи. К примеру, в самый неподходящий момент «в отставку» ушёл двоюродный брат Каддафи — генерал Ахмед Каддаф ад-Дам, который считался одним из наиболее влиятельных советников Муаммара и занимался его внешними связями».
Свой уход Ахмед объяснил «несогласием» силовой попытки подавить «народное сопротивление». Но на самом деле своим подлым поступком предатель фактически обеспечивал себе реабилитацию со стороны ЕС, ибо ещё в феврале 2011 года Евросоюз включил ад-Дама в список высокопоставленных ливийцев, в отношении которых (за разного рода коррупционные махинации) действовали визовые ограничения и чьи финансовые активы в Европе были заморожены. Чтобы эти ограничения с него были сняты, генерал пошёл на прямую измену.
На Западе это оценили, и в 2014 году Общий суд Евросоюза снял с Ахмеда Каддафа ад-Дама все санкции. Таким образом, этот человек умудрился после переворота сохранить все свои награбленные при Каддафи миллионы, вовремя переметнувшись на сторону победителей!
Говоря о многочисленных предателях ливийского лидера, следует упомянуть и другого родственника Каддафи – генерала Мохаммед Барран Эшкала. В своё время генерал командовал элитной бригадой спецназа. Данное соединение должно было защищать ливийскую столицу. Однако этот изменник за очень крупную взятку 21 августа 2011 года фактически открыл для повстанцев дорогу в город, что ускорило падение Триполи. Впрочем, это не помогло генералу: впоследствии его убили головорезы из повстанческой «Ливийской Освободительной Армии» – предателю отрезали голову…
Предал лидера даже один из его сыновей – Саиф. В своё время он разругался с отцом и братьями по поводу того, кто будет контролировать доходы от местного производства кока-колы. Саиф решил, что спор был разрешён не в его пользу и во время «революции» фактически присоединился к сторонникам оппозиции. Мало того, получив от отца указание отправиться на восток для борьбы с протестующими, Саиф, прибыв в оплот мятежников город Бенгази, отказался воевать против повстанцев и сложил свои генеральские полномочия.
Отказался от лидера страны и другой ближайший соратник Каддафи – глава ливийского МИД Муса Куса. По прибытии в Лондон в апреле 2011 года Куса заявил, что не желает больше представлять режим Каддафи на международной арене. По некоторым данным, он также был обижен за «несправедливое», по его мнению, распределение семейных доходов…
Кроме того, выяснилось, что государственная казна полностью контролируется Западом, а помилованные когда-то оппозиционеры-исламисты стали ядром боевых отрядов, развязавших гражданскую войну в стране и призвавших на помощь иностранных интервентов. Финал известен – армия и спецслужбы Ливии оказались парализованными, Каддафи вынудили бежать из столицы, потом его буквально загнали в угол и зверски убили в октябре 2011 года, а сама Ливия была полностью разрушена и отброшена сегодня в настоящее средневековье…
…В общем, нашим правителям есть над чем задуматься. И прежде всего над тем, что Россия не переживёт ещё одной перестройки и ещё одного предательства властной элиты…