Лучший учитель Нижегородской области рассказал, как побороть профессиональное выгорание
Уроки физики Николая Вихарева покоряют своей лёгкостью, занимательностью и привязкой к реальной жизни. На решающем испытании регионального этапа конкурса «Учитель Года» его мастер-класс увлёк даже самых закоренелых гуманитариев. Трудно поверить, что горящий своим делом педагог столкнулся когда-то с проблемой выгорания, сумел ее преодолеть и стал лучшим учителем 2023 года в Нижегородской области.
Педагогическая династия
Николай Михайлович Вихарев – потомственный педагог. Его мама 40 лет преподавала математику сельским детям. С раннего детства он видел, как мама допоздна готовится к урокам и проверяет тетради.
«Хотелось самому проверять и ставить оценки, — улыбается педагог. – К десятому классу я уже твердо определился, что буду поступать в педагогический».
Свой первый урок он запомнил до мельчайших подробностей. Это был 9 класс в его родной школе в селе Большое Горево Уренского района, где он отработал первые два года.
«Урок прошёл очень легко, я сразу нашел общий язык с детьми, — вспоминает он. — Трудности начались потом, лет через пять, когда я уже преподавал в Ветлужском медицинском училище. Накопилась усталость, притупились эмоции, хотелось более заметных успехов у детей. Была даже мысль сменить сферу деятельности. К счастью, сумел понять, что дело в первую очередь во мне, что топчусь на месте. Сейчас учителю необходимо очень активно учиться: всё меняется — технологии, способы обработки информации, требования к выпускникам, к будущей жизни».
Николай Михайлович стал активно заниматься саморазвитием, больше читать психологическую и педагогическую литературу, искать новые методы преподавания, в том числе инновационные, чтобы разнообразить свою работу. Новые знания получал и от более опытных наставников, в том числе от своей мамы, и на курсах повышения квалификации.
Стараюсь удивлять
С 2012 года он работает в Ветлужской школе № 2. На его уроки с удовольствием ходят все.
«Я не делю детей на физиков и лириков, да и сам люблю книги, искусство, — признаётся Николай Михайлович. — Моя позиция- сделать физику интересной всем. Любой ребенок, когда идет впервые в 7 классе на урок физики, ждёт какого-то чуда. И я стараюсь удивить их. Это потом начнутся сложные формулы с расчетами и задачами, а сначала должно быть чудо. Мой секрет прост- работать по принципу связи теории с практикой. Если его использовать, тогда школа не будет ассоциироваться у детей с ненужными знаниями и непонятными формулами».
Это можно было увидеть на примере его мастер-класса «С физикой в жизнь», где учитель через конкретную тему — «Равновесие твердых тел на опоре» — показал, почему в реальной жизни нужна физика. Жюри покорило и его чувство юмора, лёгкость, живость, умение презентовать себя.
«Не все дети должны быть отличниками по физике, — уверен педагог. –Был случай: мальчик учился у меня на твердую тройку, но в конце 9 класса выбрал для сдачи экзамена по выбору физику, сдал её на троечку и поступил в коллеж на радиотехническую специальность. Но, конечно, индивидуальная работа никогда не прекращается — например, если ребенок долго проболел, много пропустил, или есть сложности с математикой, с которой неразрывно связана физика».
Николай Михайлович всегда старается рассказывать ребятам ученикам о технических специальностях, которые сегодня особенно нужны и важны, и о профессиях будущего – проектировщиках беспилотных летательных аппаратов, биоинженерии, робототехнике. Каждый год 6 – 7 выпускников школы поступают учиться на технические специальности в вузы, и один-два ученика – в педагогический университет, чтобы стать учителем.
От советского кино до борьбы с прокрастинацией
Конечно, как и у каждого учителя, были в его работе и сложные случаи. Один из них был в самом начале его педагогической работы: девочка из его класса резко перестала посещать уроки, а после конфликта с мамой вообще ушла из дома. Когда ребенка нашли, Николай Михайлович долго вел с ней индивидуальную работу и сумел найти нужные слова, которые помогли ей доучиться до 9 класса, успешно выдержать экзамены. Сейчас учитель радуется за бывшую ученицу — в ее жизни все сложилось хорошо, есть семья, дети, работа.
А ещё он отличный классный руководитель. По традиции, два раза в год с классом выезжает на экскурсии. Например, в осенние каникулы ездили в Нижний Новгород, по Пушкинской карте побывали на экскурсии по кремлевской стене, в нижегородском государственном художественном музее. До этого были в «Кварках», в планетарии, в ТЮЗе. По окончании каждой четверти — традиционные походы в кинотеатр. Дети ведут страничку класса в соцсетях.
«В работе классного руководителя не бывает мелочей, — уверен педагог. – На классных часах обсуждаем те темы, которые предлагают сами ребята – начиная от советского кино и до проблем борьбы с прокрастинацией (склонности откладывать важные дела «на завтра» — Авт). Обсуждали и проблему буллинга. Такие сложности были однажды, когда в класс пришла новая девочка и у нее не сложились отношения с классом. Но потом все было хорошо».
Большое внимание педагог уделяет патриотическому воспитанию.
«Ребятам нравятся «Разговоры о важном»: любая тема идет с привязкой к достижениям соотечественников — ученых, музыкантов, писателей, военных деятелей, это воспитывает чувство гордости за наш Родину», — констатирует Николай Михайлович.
Его ученики состоят в первичке Российского движения детей и молодежи «Движение первых», занимаются волонтёрской деятельностью.
Осенью Николай Михайлович поедет на всероссийский этап конкурса «Учитель Года России», и у него есть все шансы победить.