Метавселенная Нижнего Новгорода: что это и для чего она нужна
Газета "Нижегородская правда" №65 от 02.11.2022
Подписка на газетуИграть и работать, есть и спать, влюбляться и учиться – всё это уже давно делают не только в обычной жизни, но и в виртуальной реальности. В Нижнем Новгороде создают метавселенную областного центра. Как она будет выглядеть и зачем это нужно, рассказали эксперты.
Ушли в онлайн
Прогуляться по корпусам и территории одного из восьми межвузовских IT-кампусов мирового уровня, зайти в кафетерий и заказать чашку кофе с пиццей, послушать лекцию… Реальный IT-кампус появится в Нижнем Новгороде до конца 2025 года, но он уже существует в виртуальной реальности – в виде так называемой метавселенной.
«К 2023 учебному году мы планируем запустить первые программы обучения в виртуальной реальности, – рассказал product-менеджер центра искусственного интеллекта «Горький» Дмитрий Горинов. – Здесь в дополнение к классическому дистанционному образованию за экранами компьютеров предлагаем получить практический опыт в виртуальной реальности. Уже сегодня в нашей метавселенной можно взаимодействовать друг с другом, общаться, учиться, получать некоторый спектр государственных услуг».
Так, к примеру, в виртуальном МФЦ можно ознакомиться со статусом поданной заявки. Но планы у разработчиков выходят далеко за пределы IT-кампуса. В будущем будет создана метавселенная Нижнего Новгорода.
«Задача проекта на сегодняшний день – создать все объекты нижегородской инфраструктуры, которые на данный момент не реализованы, чтобы нижегородцы, жители других регионов, в том числе студенты, которые хотят к нам приехать, могли посмотреть, как наш город будет меняться, – рассказывает Дмитрий Горинов. – В ближайшее время планируем реализовать Ледовый дворец и часть городских пространств. В Ледовом дворце, например, можно будет почувствовать себя хоккеистом и позабивать голы. А благодаря виртуальному салону связи не нужно будет приходить в него оффлайн. Все вопросы можно будет решить в метавселенной».
Населяют метавселенную Нижнего Новгород, неигровые персонажи – так называемые NPC. Они наделены цифровым интеллектом, в виртуальном мире к ним можно подойти и поговорить.
«В дальнейшем эти NPC будут выполнять там общественно-полезные функции. Например, один из них сейчас работает в виртуальном салоне связи», – рассказывает Дмитрий.
Реально виртуально
Нижегородская метавселенная – уникальная, но не единственная в мире. Впервые это явление описал в своём научно-фантастическом романе «Лавина» 1992 года Нил Стивенсон. Согласно сюжету книги помимо реального мира, окутанного хаосом, существует мир виртуальный. Реальный и виртуальный миры тесно взаимосвязаны, и то, что происходит в одном, влияет на происходящее в другом.
Метавселенная – это некий симбиоз физической, дополненной и виртуальной реальностей. К примеру, в метавселенной Нижнего Новгорода может одновременно существовать реальный кремль и ещё не существующий в реальности Ледовый дворец. В отличие от киберпространства метавселенная не прекращается, то есть её нельзя поставить на паузу, стереть или завершить. Все события внутри метавселенной происходят в режиме реального времени. Нет ограничений по числу тех, кто её населяет. Здесь запросто можно работать на своём ноутбуке, здесь люди получают «деньги» за работу, владеют и распоряжаются имуществом.
«Метавселенных огромное количество, – отметил предприниматель, исследователь метавселенных, основательCE O Maff Group Алексей Помыканов. – Они появляются каждый день. Самая популярная метавселенная на сегодняшний день – «Роблокс». Если у вас есть дети, то наверняка в их смартфоне есть приложение «Роблокс».
«Роблокс» позволяет любому пользователю создавать свои собственные онлайн-игры и играть в игры, созданные другими пользователями. До некоторых пор здесь можно было не только создавать виртуальные предметы, но также продавать их и покупать за виртуальную валюту. Иногда на платформе «Роблокс» проводятся реальные и виртуальные мероприятия. Например, ежегодно проходит премия, на которой выбирают лучших разработчиков и их игры.
Недетские игры
Пока, по словам Алексея Помыканова, в метавселенных преобладает развлекательный контент. Они и выглядят преимущественно как онлайн-игра. Но по мере того, как к метавселенным растёт интерес со стороны брендов, диапазон их возможного использования становится шире.
«К нам обратилась одна из криптокомпаний с просьбой устроить открытие их проекта, – рассказал Алексей Помыканов. – Мы подумали, что поскольку они находятся в разных странах, мы не можем собрать их на классное мероприятие в одном месте. И мы создали для них виртуальную яхту. Там есть диджей, виртуальный бар и так далее».
Востребованными метавселенные могут стать и в других видах бизнеса. Уже есть технологии, которые, к примеру, позволяют создать аватар, который будет выглядеть как виртуальная копия человека. Такой аватар бизнес-тренера мог бы стать доступен для клиента не только в рабочее время, но в любое другое.
« Аватар может быть нашим представителем в течение 24 часов, – отметила президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова. – Часть вопросов, которые задают операционисту, может решать аватар. За счёт этого можно упрощать работу в организации, повышать эффективность человеческого труда и компании в целом».
В целом же для массового погружения в метавселенные, по словам специалистов, им нужно будет преодолеть два технологических вызова.
«Первый – это зрелость самих гарнитур, очков виртуальной реальности и всей этой аппаратуры, которая позволяет нам обманывать наше зрение, – сказал вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком» Борис Глазков. – Горизонт создания таких относительно массовых и относительно качественных гарнитур – это 2024 – 2026 годы. Второй барьер – это развитие связи настолько, чтобы она могла эту технологию поддержать. Через пять лет появится хорошее оборудование, которое будет массово внедряться, покупаться, дешеветь. А вот лет через десять метавселенные в корне изменят нашу жизнь».
Ну а познакомиться с виртуальным Нижним Новгородом можно будет уже в следующем году.