На грани провала: где в регионе земля может уйти из-под ног
В Нижегородской области в год регистрируют до 10 карстовых провалов. Возможно, их больше, просто известно становится о тех случаях, когда земля уходит из-под ног в населённых пунктах или недалеко от них. Учёные говорят о некоторой приуроченности этих процессов к весне. В прошлом году именно в марте–апреле образовались воронки в Гагинском и Арзамасском районах. В нынешнем карстовые явления уже дали о себе знать – провал случился в деревне Бабасово Павловского округа. Можно ли предугадать, где ждать очередного случая, и что делать, если земля вдруг задрожала?
Всё в гипсе
В Нижегородской области, по данным регионального минэкологии, общая площадь закарстованных территорий – около 30%. Это значит, там есть растворимые породы – известняки, доломиты, гипсы, ангидриты. Они залегают, как правило, на глубине до 75 метров.
– Карст – это геологический процесс выветривания, преобразования, эрозии и растворения карстующихся пород, – объясняет Олег Нещёткин, кандидат геолого-минералогических наук, заместитель директора научно-производственного центра «Карст».
Образуются карстовые полости, карстово-эрозийные углубления, ослабленные зоны. Так что провал – это только конечный результат сложного и долгого процесса.
– Сегодняшняя наша жизнь в масштабах развития карстовой полости – вообще мгновение, – продолжает Олег Нещёткин. – Геологические процессы измеряются геологическим временем. Карстовая полость развивается тысячи лет. А закарстованность пород формировалась миллионы лет назад.
То есть что получили от праматери природы, с тем и живём. И карстовые процессы дают о себе знать почти ежегодно. Доходило до чрезвычайных ситуаций. Самое серьёзное ЧП произошло 16 июля 1992-го. В шестом часу утра обрушилась часть корпуса цеха № 19 дзержинского завода «Химмаш». Воронка оказалась глубиной более 10 метров, диаметром – до 30. К счастью, людей на месте обрушения в тот момент не было. Этот случай признали самой крупной карстовой аварией в Европе.
Ещё одно масштабное происшествие случилось в 1998 году в Павловском районе. По данным саровского исследователя Татьяны Яшновой, из-за провала диаметром до 9 метров и глубиной 5 метров была разрушена часть автодороги, трубы водопровода, городской канализационный коллектор.
Резонансным стало происшествие 10 апреля 2013 года в Бутурлино: среди ночи в карстовую воронку глубиной 14 метров провалились три нежилых дома и ещё один повис на краю. Жильцы, к счастью, успели выбежать.
Вот такой «рубец»
Впрочем, в последние годы без карстовых ЧП тоже не обошлось. Так, в июле 2018 года образовалась воронка недалеко от села Неледино Шатковского района. Поверхность земли ухнула на глубину 50 метров. Диаметр воронки превысил 30 метров.
– Повторных провалов на этом месте не было, – рассказал нам глава администрации Костянского сельсовета, к которому относится Неледино, Иван Вшивкин. – Воронка огорожена двумя кругами сигнальной ленты. Края её с тех пор обвалились. Она уже не такая глубокая. Поначалу много людей приезжало, чтобы посмотреть на этот провал. Потом интерес угас. Теперь этот шрам на поверхности земли просто зарубцовывается. Для жителей опасности нет – до Неледино, если напрямую, около двух километров.
В Гагинском районе в прошлом году карстовые провалы произошли в селе Березники – там появились две ямы глубиной 10 и 5 метров.
– Вторую яму мы засыпали, – рассказала нам глава Юрьевской сельской администрации Клавдия Сорокина. – А та, что образовалась первой, у нас пока огорожена. Обследование территории проведено. Специалисты составили проектно-сметную документацию. Планируем этим летом также засыпать провал землёй.
Принесло на «блюдечке»
Стали ли за последние годы карстовые провалы в регионе более частными?
– Я бы сказал, что просто информации о таких явлениях благодаря интернету стало больше, – рассуждает Олег Нещёткин. – А вообще это затухающий процесс. Я имею в виду в геологическом плане, то есть если брать последние 5 – 10 тысяч лет.
Но если брать время не геологическое, а обычное человеческое, то провалы, понятно, продолжат появляться. К тому же весной может повышаться риск.
– Спусковым крючком может стать изменение давления напора воды. Вырос уровень грунтовых вод, потом упал, давление изменилось, – продолжает Олег Борисович. – Такие динамические процессы могут вызвать провалообразование, которое уже, можно сказать, готово, то есть полость в критической стадии.
Спрогнозировать, где произойдёт очередной провал, просто так, сходу нельзя. Но можно заранее принимать меры защиты. На территориях, где планируется строительство, проводят геологические изыскания. Обнаруженные полости заполняют песчано-цементно-глинистым раствором. Кроме того, применяются меры конструктивной защиты, в частности усиление фундамента.
Вместе с тем опасность провалов в том, что в большинстве случаев они образуются мгновенно, без «предупреждения». Явных видимых признаков того, что земля вот-вот провалится, может вообще не быть, или же трещины, характерное небольшое «блюдце» на поверхности, могут появиться за считаные минуты до провала и только в редких случаях – за несколько часов.
– Подходить к таким «блюдцам» категорически нельзя, как и к краю провалов, – предупреждает Олег Нещёткин.
Всего, по данным регионального министерства экологии, потенциальную угрозу карст представляет для 134 населённых пунктов. Но это не значит, что нужно бояться. Провал необязательно принесёт какой-то ущерб людям.