H
H e
S L n s
с

На «Волге» широкой: создатель легендарной машины был вынужден ездить на «Запорожце»

На «Волге» широкой: создатель легендарной машины был вынужден ездить на «Запорожце»

Владимир Носаков

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

В преддверии 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода мы начинаем новый проект, в котором будем знакомить читателей с нижегородскими легендами – памятниками архитектуры, знаменитой продукцией, известными личностями. Словом, со всем тем, из чего складывается слава Нижнего Новгорода и из-за чего мы гордимся им.

Высокий класс

Помните, как завязывается интрига в лирической комедии «Служебный роман»? В Москву, проработав два года в Женеве, возвращается карьерист Самохвалов. К новому месту работы,
статистическому учреждению, он подъезжает на «Волге» ГАЗ-24. Его бывший однокашник Анатолий Новосельцев, усевшись в салон, восклицает: «Это же малогабаритная квартира!»
Людмила Прокофьевна Калугина, желая козырнуть солидным поклонником, говорит, что за ней заехал приятель на собственной «Волге».

«Ну да? Откуда же у него столько денег?» – парирует Новосельцев.

Словом, тогда это была современная, модная, дорогая и очень дефицитная машина. О «Волге» мечтали миллионы автолюбителей, но мало кто мог её купить. В основном эти автомобили шли в государственные и партийные структуры, в спецслужбы и такси. Престижную машину могли приобрести люди, приближённые к власти: известные артисты, музыканты, учёные, космонавты.

машина волга
«Волга» ГАЗ-21

В торговую сеть «Волги» поступали по минимуму, продавались только по предварительной записи. Высокое начальство получало «Волгу», пониже – «Москвич», а простые смертные – «Запорожец». Кстати, сам ведущий конструктор ГАЗ-24 Владимир Реутов долгое время ездил на «Запорожце». «Волгу» он смог получить с большим трудом только в 1980‑х годах.

Без очередей можно было приобрести автомобиль в магазинах «Берёзка», в которых расплачивались чеками Внешпосылторга. Был еще один вариант – купить подержанную машину.

Но спекулянты заламывали за автомобиль аж две заводских цены. А она и так была для большинства заоблачной. Официально «Волга» ГАЗ-24 стоила 9150 рублей – при том, что среднестатистический инженер, например, зарабатывал около 100 рублей в месяц.

Знаменитый значок «Волги»

Европа против Америки

«Волга» ГАЗ-24 пришла на смену ГАЗ-21, которая на момент своего появления была современным автомобилем. Однако к началу 1960‑х годов автомобиль устарел и выглядел старомодным. Над новым дизайном работали две группы – под руководством Льва Еремеева и Ления Циколенко.

Весь мировой автопром тогда ориентировался на американские машины: хромированные детали в отделке, панорамные лобовые стёкла, огромные крылья-плавники сзади. По этому пути пошла первая команда. Дизайнеры второй были поклонниками европейского стиля.

– Еремеев был представителем американской школы, – рассказал нам заместитель главного конструктора ГАЗа в 1993 – 2001 годах, заслуженный машиностроитель России Владимир Носаков.

– У него были более помпезные, броские, внушительные формы. А Циколенко и Киреев предложили более спортивный, облегчённый, европейский вариант. Не простой, но более скромный. И победил он. Я, кстати, выступал за него.

Зато когда мода на американский стиль прошла, наша «двадцатьчетверка» осталась в тренде.

Салон базовой модели ГАЗ-24

Кстати, фирменный «язычок» – выступ на капоте – вовсе не изыск дизайнеров. Когда машина была почти готова, под капотом не помещался воздушный фильтр, вот и пришлось ради него изменить форму.

Салон автомобиля отличался скромной отделкой и простым оборудованием. Плоская простенькая передняя панель со странным, на современный взгляд, ленточным спидометром, в котором скорость показывала не стрелка, а красная лента, «выползающая» слева направо. После 1975 года его заменили на традиционный стрелочный. Зато машина была оснащена трёхдиапазонным радиоприёмником.

Но салон воспринимался вполне комфортабельным за счёт удобных широких сидений. В первых машинах могли свободно ездить шесть человек. Впереди и сзади широкие подлокотники откидывались, превращая сиденья в диванчики на троих. Но в 1977 году при установке ремней безопасности это удобство ликвидировали.

– Техсовет был в январе 1964 года. А осенью того же года уже прошли заводские испытания. В конце года автомобиль показали Брежневу, он одобрил. В 1965 году провели государственные испытания. Машину сделали практически за год, – говорит Владимир Никитич.

Полноприводный седан

Учитывая опыт работы над ГАЗ-21, сразу закладывали возможность различных модификаций: с правым рулём, санитарный автомобиль, универсал, версия для спецслужб, экспортные варианты.

Позднее на заводе пытались сделать модификацию ГАЗ-24 – 95 – «приподнятый» полноприводный седан. Но в серийное производство он так и не пошёл. Вибрация и шумы превышали допустимые нормы, а устранять их было слишком дорого. Всего собрали пять экземпляров. На одной машине возили Брежнева по охотничьим угодьям в Завидове. Ещё одна пошла в Горьковский обком, одна осталась на заводе, по одной передали для тестирования военным и милиции.

Официально ГАЗ-24 презентовали в 1966 году, но наладить выпуск быстро не получилось: требовалось серьёзно изменить оснащение завода. Только 15 июля 1970 года с конвейера сошла последняя 21‑я «Волга», и её окончательно вытеснила ГАЗ-24.

Этот автомобиль перенёс множество модернизаций и стал последней массовой легковушкой в истории Горьковского автомобильного завода. «Волгу» охотно покупали в Скандинавии, Финляндии и в некоторых западноевропейских странах. «Волгу»-24 ругали за тяжёлое рулевое управление, плохую маневренность и хвалили за плавность хода, за которую в народе она получила прозвище «баржа». Это самобытный автомобиль, пригодный для эксплуатации на плохих дорогах и нетребовательный к качеству топлива. Он по-прежнему выглядит элегантно и надёжно. Именно поэтому «двадцатьчетверка» до сих пор имеет немало поклонников, которые разыскивают ставшие уже редкими экземпляры и с любовью их восстанавливают.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::