Набрать высоту: как авиазавод «Сокол» продвигал гражданскую технику
Газета "Деловая Газета НП" №6 от 01.02.2021
Подписка на газетуМы продолжаем изучать историю нижегородской промышленности по публикациям в федеральных СМИ и вспоминаем, как развивался авиазавод «Сокол». Перестраиваясь с оборонзаказа, предприятие разработало целый ряд гражданской техники. Однако вывести эти самолёты на рынок оказалось не так-то просто.
Завод полон забот
Проект, связанный с самолётом «Гжель», порождал свои проблемы. Так, завод «Сокол» в феврале 1998 года получил из средств еврозайма $5 млн на создание самолёта «Гжель». Общий долг с учётом процентов составил $5,95 млн. «Авиазавод готов был передать области самолёт «Гжель», заводской пансионат, профилакторий и нефтехранилище. Однако такая схема не устроила областное правительство», и оно обратилось «в областной суд с требованием арестовать имущество и счета авиазавода «Сокол» («Коммерсантъ», 26.09.2003).
В этот же период «европейская корпорация Airbus, нижегородский завод «Сокол» и компания «Иркут» подписали в Москве трёхстороннее соглашение о производстве в России 300 комплектов элементов фюзеляжей аэробусов стоимостью $3 млн. Президент «Иркута» Алексей Фёдоров сообщил, что его компания будет производить механическую и химическую обработку компонентов, а его коллеги из Нижнего Новгорода – собирать элементы фюзеляжа. Затем комплектующие отправятся во французский город Мол, где на сборочном заводе Airbus они будут устанавливаться на семейство самолётов А320. Производство этих деталей в России выгоднее, чем в Европе, из-за невысокой стоимости рабочей силы и наличия очень редких станков» («Коммерсантъ», 23.12.2003).
Документ был подписан несмотря на определённые сомнения, связанные с наличием у завода «Сокол» долга, который мог привести к банкротству предприятия, но именно контракт с Airbus мог позволить рассчитаться с долгами.
Очевидно, что арест имущества завода и возможность его банкротства не устраивали областное нижегородское руководство, и в начале 2004 года «Судебный конфликт авиационного завода «Сокол» с министерством финансов Нижегородской области был исчерпан, стороны заключили мировое соглашение» («Коммерсантъ», 22.01.2004).
Была осуществлена реструктуризация долга, и эта сумма зафиксирована в размере $5 млн, процентная ставка изменена в сторону понижения, а окончательный срок выплат долга перенесён на декабрь 2006-го.
В мировом масштабе
Тем временем на Нижегородской ярмарке открылся II Российский салон малой авиации (РОСМА), где в течение четырёх дней демонстрировались все существующие в России типы летательных аппаратов гражданской сверхмалой, малой и бизнес-авиации, а также средства управления воздушным движением и обеспечения безопасности. «Мероприятие привлекло полсотни участников из 11 регионов России и Украины, которые представили на ярмарке около 30 образцов разных летательных аппаратов малой авиации» («Коммерсантъ», 20.08.2004).
Поиски в области производства гражданской продукции сопровождались сохранением некоторых элементов былого лидерства России на мировом рынке вооружений.
«В 1993 году на авиасалоне в Ле Бурже впервые был представлен необычный российский экспонат «ретро ХХI века» – модернизированный самолёт МиГ-21, созданный в начале 60‑х и относящийся к самолётам второго поколения. В Ле Бурже по своим характеристикам он был отнесён экспертами к самолётам четвёртого поколения, то есть признан близким по классу к американскому F‑16» («Коммерсантъ», 07.09.1995).
Есть только МиГ
Работа в этом направлении являлась весьма перспективной в связи с тем, что к началу XXI века «на вооружении 40 стран мира находится около 3000 самолётов МиГ-21 различных модификаций. При этом в сравнении с закупкой нового самолёта затраты на модернизацию старого в 10 раз меньше и составляют от $1 млн до $5 млн».
Этот проект оказался весьма интересным для Индии особенно на фоне поставок США в Пакистан «новейших истребителей-бомбардировщиков F‑16, которые могли значительно нарушить баланс сил в воздухе между соседними державами.
В марте 1994 года Индия официально выбрала российскую программу, а уже в июле главком индийских ВВС Кауль заявил о практической готовности к её выполнению. Собственно, разговоры о реанимации устаревших индийских МиГов начались ещё в 1991 году, однако в ту пору России было не до самолётов».
Тесное взаимодействие с индийскими ВВС привело к тому, что «Индия закупила у МАПО «МиГ» 10 истребителей МиГ-29» и изучался вопрос «о поставках многоцелевого истребителя разработки КБ Сухого стоимостью от $30 млн до $50 млн. Кроме того, Индия проводит тендер на закупку более 60 учебно-тренировочных самолётов. Не исключено, что новый тип УТС МИГ-АТ, не имеющий аналогов в мире, может также стать предметом новой сделки Москвы и Дели» («Коммерсантъ», 07.09.1995).