H
H e
S L n s
с

Высокий полёт: как авиазавод «Сокол» покорял мировые рынки

Высокий полёт: как авиазавод «Сокол» покорял мировые рынки

Фото: Александр Воложанин

Нижегородские самолёты были востребованы у разных заказчиков

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Мы продолжаем изучать историю нижегородской промышленности по публикациям в федеральных СМИ и углубляемся в этапы развития авиационного завода «Сокол». Специфика работы столь сложной во всех отношениях отрасли, как самолётостроение, состоит в том, что на определённом уровне такие предприятия обязательно выходят на международные рынки, что означает, в частности, необходимость участия в международных выставках.

Воздушный внедорожник

На Международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1997 году нижегородский авиазавод представил образцы лёгкого самолёта бизнес-класса М‑101 Т «Гжель» и реактивного учебно-боевого Як‑130. («Коммерсантъ», 17.06.1997).
Сотрудники завода «Сокол» проявляли активность в самых разных обстоятельствах. В частности, во время визита делегации нижегородских предпринимателей в Польшу «авиастроительным заводом «Сокол» достигнуты предварительные договорённости по продаже многоцелевых гражданских самолётов «Гжель». Планируется, что первая партия самолётов будет отправлена до конца 2003 года» («Коммерсантъ», 07.06.2003).

В 2003 году самолёт «Гжель» был переименован (из-за ненужных ассоциаций с алкогольным напитком) в М‑101 Т «Сокол». Экспортный вариант самолёта получил ещё одно наименование – М101 Т Expedition. Летом 2004 года «воздушный внедорожник» обкатали в Африке, и в августе «самолёт М101 Т Expedition завершил межконтинентальный перелёт в 11 тысяч км, приземлившись на аэродроме нижегородского авиазавода «Сокол».

Его можно было вернуть в родной ангар грузовым самолётом, но авиастроители в пропагандистских целях задумали отправить его своим ходом. Акция была приурочена к 100‑летию лётчика Валерия Чкалова, впервые в мире совершившего перелёт через Северный полюс в Америку. Полёт Expedition также был межконтинентальным. За семь суток самолёт преодолел 11 тысяч км, совершив 12 посадок в разных странах – Мозамбике, Танзании, Кении, Эфиопии, Судане, Египте, Иордании и Турции» («Коммерсантъ», 14.08.2004).

Есть контракт!

С 2005 года начинают появляться заказы на этот самолёт. «Вчера нижегородский авиазавод «Сокол» (входит в группу «Каскол») подписал с ООО «Воздушные транспортные системы» (ВТС) контракт на поставку 45 самолётов М101 Т. Это первый за 15 лет крупный контракт в отечественной малой авиации – его общая стоимость составляет около $50 млн. В «Касколе» говорят, что заказчик планирует предоставлять М101 Т в лизинг российским авиакомпаниям для использования на внутренних рейсах. Цена самолёта в базовой комплектации – $1,3 млн (его основной конкурент американский Piper Meridian стоит около $2 млн). Создание баз техобслуживания и подготовку лётного и инженерно-технического состава обеспечит авиазавод» («Коммерсантъ», 2005.11.02).

Вместе с тем контакты журналистов с авиаперевозчиками показали, что большинство из них высказывали сомнения в жизнеспособности контракта: слишком дорогой самолёт.

«В 2006 году «Сокол» вошёл в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Это определило перспективу авиазавода как головного предприятия по производству самолётов МиГ и поставщика Як‑130 для Минобороны РФ».

Поэтому в 2009‑м появляется сообщение о том, что авиазавод «Сокол» прекращает выпуск лёгких самолётов «Гжель». Причина заключается в том, что у завода появился большой объём работы в связи с оборонзаказом и предстоящими контрактами. «В частности, сейчас завод осуществляет ремонт и модернизацию самолётов МиГ‑31, продолжает серийное производство учебно-боевого самолёта Як‑130» (РИА «Новости», 27.05.2009).

Самолёт-амфибия

Другие проекты малой авиации имеют ещё более короткую историю. Уже упоминавшийся самолёт-амфибия на воздушной подушке «Динго« в рекламном материале журнала «Коммерсантъ. Деньги» позиционируется как идеальная находка для российского бездорожья: этому самолёту не нужен аэродром – для взлёта и посадки достаточно любой относительно ровной поверхности. Вместо шасси у «Динго» гибкая резиновая юбка, под которой создаётся мягкая воздушная подушка, позволяющая самолёту садиться на любые плоскости. В начале 1990‑х разработчик заказал на «Соколе» пять опытных образцов «Динго», однако дальше планера дело не пошло.

С 1996 года финансирование этого проекта было приостановлено, а в 1998‑м прекращено.

Совсем редко упоминается катер-амфибия «Волга‑2», запущенный в производство в 1995 году. Покупателем первой партии (10 штук) стал «Волготрансгаз». В отличие от обычных судов на воздушной подушке катер может двигаться по суше, льду и снегу. Ещё одна новая нижегородская амфибия, – «Север 4 П» – поменьше, помобильнее и подешевле «Волги‑2».

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::