Карта новых маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде

Действует с 23 августа 2022 года.

Скачать

H
H e
S L n s
с

Высокий полёт: как авиазавод «Сокол» покорял мировые рынки

Высокий полёт: как авиазавод «Сокол» покорял мировые рынки

Фото: Александр Воложанин

Нижегородские самолёты были востребованы у разных заказчиков

Фотобанк
Читайте нас в Новости Яндекс Дзен

Мы продолжаем изучать историю нижегородской промышленности по публикациям в федеральных СМИ и углубляемся в этапы развития авиационного завода «Сокол». Специфика работы столь сложной во всех отношениях отрасли, как самолётостроение, состоит в том, что на определённом уровне такие предприятия обязательно выходят на международные рынки, что означает, в частности, необходимость участия в международных выставках.

Воздушный внедорожник

На Международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1997 году нижегородский авиазавод представил образцы лёгкого самолёта бизнес-класса М‑101 Т «Гжель» и реактивного учебно-боевого Як‑130. («Коммерсантъ», 17.06.1997).
Сотрудники завода «Сокол» проявляли активность в самых разных обстоятельствах. В частности, во время визита делегации нижегородских предпринимателей в Польшу «авиастроительным заводом «Сокол» достигнуты предварительные договорённости по продаже многоцелевых гражданских самолётов «Гжель». Планируется, что первая партия самолётов будет отправлена до конца 2003 года» («Коммерсантъ», 07.06.2003).

В 2003 году самолёт «Гжель» был переименован (из-за ненужных ассоциаций с алкогольным напитком) в М‑101 Т «Сокол». Экспортный вариант самолёта получил ещё одно наименование – М101 Т Expedition. Летом 2004 года «воздушный внедорожник» обкатали в Африке, и в августе «самолёт М101 Т Expedition завершил межконтинентальный перелёт в 11 тысяч км, приземлившись на аэродроме нижегородского авиазавода «Сокол».

Его можно было вернуть в родной ангар грузовым самолётом, но авиастроители в пропагандистских целях задумали отправить его своим ходом. Акция была приурочена к 100‑летию лётчика Валерия Чкалова, впервые в мире совершившего перелёт через Северный полюс в Америку. Полёт Expedition также был межконтинентальным. За семь суток самолёт преодолел 11 тысяч км, совершив 12 посадок в разных странах – Мозамбике, Танзании, Кении, Эфиопии, Судане, Египте, Иордании и Турции» («Коммерсантъ», 14.08.2004).

Есть контракт!

С 2005 года начинают появляться заказы на этот самолёт. «Вчера нижегородский авиазавод «Сокол» (входит в группу «Каскол») подписал с ООО «Воздушные транспортные системы» (ВТС) контракт на поставку 45 самолётов М101 Т. Это первый за 15 лет крупный контракт в отечественной малой авиации – его общая стоимость составляет около $50 млн. В «Касколе» говорят, что заказчик планирует предоставлять М101 Т в лизинг российским авиакомпаниям для использования на внутренних рейсах. Цена самолёта в базовой комплектации – $1,3 млн (его основной конкурент американский Piper Meridian стоит около $2 млн). Создание баз техобслуживания и подготовку лётного и инженерно-технического состава обеспечит авиазавод» («Коммерсантъ», 2005.11.02).

Вместе с тем контакты журналистов с авиаперевозчиками показали, что большинство из них высказывали сомнения в жизнеспособности контракта: слишком дорогой самолёт.

«В 2006 году «Сокол» вошёл в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Это определило перспективу авиазавода как головного предприятия по производству самолётов МиГ и поставщика Як‑130 для Минобороны РФ».

Поэтому в 2009‑м появляется сообщение о том, что авиазавод «Сокол» прекращает выпуск лёгких самолётов «Гжель». Причина заключается в том, что у завода появился большой объём работы в связи с оборонзаказом и предстоящими контрактами. «В частности, сейчас завод осуществляет ремонт и модернизацию самолётов МиГ‑31, продолжает серийное производство учебно-боевого самолёта Як‑130» (РИА «Новости», 27.05.2009).

Самолёт-амфибия

Другие проекты малой авиации имеют ещё более короткую историю. Уже упоминавшийся самолёт-амфибия на воздушной подушке «Динго« в рекламном материале журнала «Коммерсантъ. Деньги» позиционируется как идеальная находка для российского бездорожья: этому самолёту не нужен аэродром – для взлёта и посадки достаточно любой относительно ровной поверхности. Вместо шасси у «Динго» гибкая резиновая юбка, под которой создаётся мягкая воздушная подушка, позволяющая самолёту садиться на любые плоскости. В начале 1990‑х разработчик заказал на «Соколе» пять опытных образцов «Динго», однако дальше планера дело не пошло.

С 1996 года финансирование этого проекта было приостановлено, а в 1998‑м прекращено.

Совсем редко упоминается катер-амфибия «Волга‑2», запущенный в производство в 1995 году. Покупателем первой партии (10 штук) стал «Волготрансгаз». В отличие от обычных судов на воздушной подушке катер может двигаться по суше, льду и снегу. Ещё одна новая нижегородская амфибия, – «Север 4 П» – поменьше, помобильнее и подешевле «Волги‑2».

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Своих не бросаем

Участники СВО поблагодарили нижегородцев за письма поддержки :: Мемориал «Галерея Героев» открылся в Княгининском университете :: В Нижнем Новгороде прошел митинг-концерт в поддержку российских военных :: Олег Лавричев и Татьяна Скоробогатова встретились с мобилизованными нижегородцами в Курской области :: Десять пар шерстяных носков для мобилизованных связал житель Первомайского дома-интерната :: 150 аптечек и продукты собрали в Автозаводском районе для мобилизованных :: Из Нижегородской области в зону СВО отправили уникальный бункер для бойцов :: Семьи из Донбасса побывали на концерте Камерного оркестра Игоря Лермана в Нижнем Новгороде :: Гастроли донецких театров стартовали в Нижегородской области :: Военнослужащий из Дзержинска спас боевых товарищей под обстрелом около Лимана :: 32 машины с гуманитарным грузом отправили нижегородские активисты Народного фронта в помощь военным :: Нижегородки шьют и вяжут для мобилизованных :: Жители Выксы шьют сумки-аптечки для участников спецоперации :: Девять нижегородских семей усыновили 24 ребенка с Донбасса :: С помощью вовремя доставленного дефибриллятора из Нижнего Новгорода в Донецке спасли жизнь человеку :: В Госдуме предложили сделать бесплатным проезд на поездах для школьников из новых регионов :: Семью Ливадоновых с 15 детьми, принявшую подростков из Донбасса, пригласили в кулинарный театр :: Новая партия гуманитарной помощи из Дзержинска отправилась в зону спецоперации :: 10 тысяч писем и рисунков от нижегородских детей отправлено российским военным на Донбасс :: Нижегородская область помогла Харцызску подготовиться к холодам :: Переселенцы с Донбасса проголосовали на референдуме о вхождении в состав России :: Многодетная нижегородка приняла в семью пятерых детей-сирот из ДНР :: Александр Вайнберг помог организовать отдых детей из ДНР в лагере в Нижегородской области :: Нижегородская область получит 73,9 млн рублей для размещения вынужденных переселенцев из ЛДНР :: Россия отправит 70 мусоровозов и более 6000 контейнеров для отходов в ДНР ::