Высокий полёт: как авиазавод «Сокол» покорял мировые рынки

Газета "Деловая Газета НП"
Высокий полёт: как авиазавод «Сокол» покорял мировые рынки
Фото: Александр Воложанин
Нижегородские самолёты были востребованы у разных заказчиков

Мы продолжаем изучать историю нижегородской промышленности по публикациям в федеральных СМИ и углубляемся в этапы развития авиационного завода «Сокол». Специфика работы столь сложной во всех отношениях отрасли, как самолётостроение, состоит в том, что на определённом уровне такие предприятия обязательно выходят на международные рынки, что означает, в частности, необходимость участия в международных выставках.

 

Воздушный внедорожник

На Международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1997 году нижегородский авиазавод представил образцы лёгкого самолёта бизнес-класса М‑101 Т «Гжель» и реактивного учебно-боевого Як‑130. («Коммерсантъ», 17.06.1997).
Сотрудники завода «Сокол» проявляли активность в самых разных обстоятельствах. В частности, во время визита делегации нижегородских предпринимателей в Польшу «авиастроительным заводом «Сокол» достигнуты предварительные договорённости по продаже многоцелевых гражданских самолётов «Гжель». Планируется, что первая партия самолётов будет отправлена до конца 2003 года» («Коммерсантъ», 07.06.2003).

В 2003 году самолёт «Гжель» был переименован (из-за ненужных ассоциаций с алкогольным напитком) в М‑101 Т «Сокол». Экспортный вариант самолёта получил ещё одно наименование – М101 Т Expedition. Летом 2004 года «воздушный внедорожник» обкатали в Африке, и в августе «самолёт М101 Т Expedition завершил межконтинентальный перелёт в 11 тысяч км, приземлившись на аэродроме нижегородского авиазавода «Сокол».

Его можно было вернуть в родной ангар грузовым самолётом, но авиастроители в пропагандистских целях задумали отправить его своим ходом. Акция была приурочена к 100‑летию лётчика Валерия Чкалова, впервые в мире совершившего перелёт через Северный полюс в Америку. Полёт Expedition также был межконтинентальным. За семь суток самолёт преодолел 11 тысяч км, совершив 12 посадок в разных странах – Мозамбике, Танзании, Кении, Эфиопии, Судане, Египте, Иордании и Турции» («Коммерсантъ», 14.08.2004).

 

Есть контракт!

С 2005 года начинают появляться заказы на этот самолёт. «Вчера нижегородский авиазавод «Сокол» (входит в группу «Каскол») подписал с ООО «Воздушные транспортные системы» (ВТС) контракт на поставку 45 самолётов М101 Т. Это первый за 15 лет крупный контракт в отечественной малой авиации – его общая стоимость составляет около $50 млн. В «Касколе» говорят, что заказчик планирует предоставлять М101 Т в лизинг российским авиакомпаниям для использования на внутренних рейсах. Цена самолёта в базовой комплектации – $1,3 млн (его основной конкурент американский Piper Meridian стоит около $2 млн). Создание баз техобслуживания и подготовку лётного и инженерно-технического состава обеспечит авиазавод» («Коммерсантъ», 2005.11.02).

Вместе с тем контакты журналистов с авиаперевозчиками показали, что большинство из них высказывали сомнения в жизнеспособности контракта: слишком дорогой самолёт.

«В 2006 году «Сокол» вошёл в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Это определило перспективу авиазавода как головного предприятия по производству самолётов МиГ и поставщика Як‑130 для Минобороны РФ».

Поэтому в 2009‑м появляется сообщение о том, что авиазавод «Сокол» прекращает выпуск лёгких самолётов «Гжель». Причина заключается в том, что у завода появился большой объём работы в связи с оборонзаказом и предстоящими контрактами. «В частности, сейчас завод осуществляет ремонт и модернизацию самолётов МиГ‑31, продолжает серийное производство учебно-боевого самолёта Як‑130» (РИА «Новости», 27.05.2009).

Самолёт-амфибия

Другие проекты малой авиации имеют ещё более короткую историю. Уже упоминавшийся самолёт-амфибия на воздушной подушке «Динго« в рекламном материале журнала «Коммерсантъ. Деньги» позиционируется как идеальная находка для российского бездорожья: этому самолёту не нужен аэродром – для взлёта и посадки достаточно любой относительно ровной поверхности. Вместо шасси у «Динго» гибкая резиновая юбка, под которой создаётся мягкая воздушная подушка, позволяющая самолёту садиться на любые плоскости. В начале 1990‑х разработчик заказал на «Соколе» пять опытных образцов «Динго», однако дальше планера дело не пошло.

С 1996 года финансирование этого проекта было приостановлено, а в 1998‑м прекращено.

Совсем редко упоминается катер-амфибия «Волга‑2», запущенный в производство в 1995 году. Покупателем первой партии (10 штук) стал «Волготрансгаз». В отличие от обычных судов на воздушной подушке катер может двигаться по суше, льду и снегу. Ещё одна новая нижегородская амфибия, – «Север 4 П» – поменьше, помобильнее и подешевле «Волги‑2».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки