Начинающим журналистам провели экскурсию по НОИЦ
Газета "Земля Нижегородская"
Подписка на газетуРебята из медиацентра «Время первых», действующего на базе средней школы № 5 города Чкаловска, в конце года стали бронзовыми призёрами конкурса школьных СМИ, организованного кафедрой информатики и информационных технологий НИРО. В номинации «Мобильные СМИ» юные чкаловские журналисты представили на суд жюри проект «Без указки», посвящённый Году педагога и наставника. Работа представляла собой подборку подкастов — коротких аудиоинтервью с учителями школы. В качестве приза для ребят организовали экскурсию по Нижегородскому областному информационному центру. Там мы с ними и познакомились.
Преодолевая стереотипы
«Почти год делали проект «Без указки», оставалось записать последние подкасты, когда узнали о проводимом конкурсе, — рассказывает советник директора школы по воспитанию Марья Букина. — Решили участвовать. В рамках проекта ребята общались с педагогами на равных, открывая их с самых неожиданных сторон. По итогам интервью о каждом учителе формулировалась и красочно оформлялась пятёрка любопытных фактов. Выяснилось, что кто-то в свободное от работы время поёт в местной рок-группе, кто-то катается на мотоцикле, ну а кто-то поставил перед собой цель научить внуков плавать. Привлекли мы и учащихся педагогического профильного класса, как будущих учителей, которые должны уметь выстраивать диалог с детьми».
Кстати, после такого журналистского эксперимента многие ребята, выбравшие для себя педагогику, признались, что теперь не боятся аудитории и самых каверзных вопросов. А ведь в том и кроются главные страхи любого молодого учителя.
Впрочем, для действующих педагогов проект тоже стал определённым испытанием на способность ставить оценки самим себе и быть свободными от стереотипов, поэтому поначалу некоторые отнеслись к инициативе ребят настороженно. Первыми героями подкастов стали наиболее общительные и креативные учителя.
Однако в процессе реализации проекта отношение к нему изменилось, и всё чаще стали звучать недоумённые реплики: а почему меня не пригласили? Участники медиацентра постарались охватить педагогов-предметников, преподавателей начальных классов, психологов, завучей, ну и, конечно же, директора школы.
Вдохновил энтузиазм
«Честно говоря, поначалу было много сомнений, существовал риск, что идея не вызовет интереса ни у школьников, ни у педагогов, но, оказалось, интервью массово слушают не только в школе, но даже в районном управлении образования, — продолжает Марья Букина. — Будем искать новые идеи, и одна из них родилась прямо сегодня при посещении Нижегородского областного информационного центра. Хотим начать выпуск школьной газеты. Я и ребята вдохновились тем энтузиазмом, с которым журналисты рассказывали о своей профессии. Было интересно наблюдать за процессом создания газетных номеров. Особое впечатление оставила экскурсия в архив, где хранятся издания столетней давности, вещественные свидетельства истории. А пока мы продолжаем запись подкастов, теперь уже с родителями учеников, ведь 2024‑й объявлен Годом семьи. Начали озвучивать сказки из сборника «Легенды Василёвской стороны», вышедшего в прошлом году при поддержке администрации округа».
Марья Букина является идейным вдохновителем и наставником для своих подопечных. Получив образование логопеда-дефектолога, Марья сначала работала коррекционным педагогом в детском садике, а потом перешла в школу, где два года назад появилась новая должность — советник по воспитанию.
Через участие в различных конкурсах главный школьный воспитатель занимается привлечением средств из регионального и федерального бюджетов для расширения возможностей в сфере дополнительного образования и развития творческих способностей детей. Так, в июне прошлого года медиацентр «Время первых» выиграл грант от Росмолодёжи в размере 450 тысяч рублей на реализацию проекта «Школа блогеров», участники которого сейчас снимают и публикуют в соцсетях видеорепортажи на интересующие школьников темы. Сюда принимают детей от 11 до 17 лет, а их обучение по актуальной и востребованной специализации оплачивается из грантовых денег. На эти же средства было приобретено специальное оборудование. В 2023‑м в Чкаловске начало вещать собственное телевидение, поэтому местные журналисты охотно взаимодействуют с коллегами из школы, давая им полезные рекомендации.
Чтобы взгляд не замыливался
Среди делегации чкаловских юнкоров мы встретили семиклассника Артёма Киселёва, который является не только постоянным участником медиацентра и начинающим блогером, но и активным волонтёром, а с прошлой осени ещё и президентом ученического самоуправления. Его ребята выбрали большинством голосов.
«Кроме всего прочего, я состою в организации «Движение первых», где существует целых двенадцать направлений, каждое из которых находит отражение в наших новостных материалах, — говорит он. — Раньше снимали видеоролики еженедельно, но потом стали публиковать их раз в две недели, чтобы отразить больше сюжетов и тем. Связь со зрителями поддерживаем через социальные сети. Наша редакция фактически и представлена членами ученического самоуправления, в который входят 40 ребят. Это те, кто участвует в различных акциях, конкурсах и проектах. Попав в школьный медиа-центр, теперь точно знаю, кем хочу стать в будущем — журналистом. Начал присматривать профильные вузы, читаю и смотрю журналистские материалы, стараюсь брать пример с лучших авторов».
Кстати, в прошлом году Артём подготовил проект создания в школе волонтёрского клуба «Жить ЭкоЛогично», который был выдвинут на всероссийский грантовый конкурс «Добро не уходит на каникулы». Артём одержал победу. На реализацию проекта в учебное заведение поступило более 200 тысяч рублей, и работа клуба уже началась. Ребята, например, монтируют познавательные ролики о вариантах вторичного использования ресурсов, что способствует снижению количества отходов и уровня загрязнения окружающей среды. В перспективе — организация экскурсий в экологические центры Нижегородской области.
«У взрослого человека, профессионально занимающегося личностным развитием подрастающего поколения, взгляд порою замыливается, поэтому всегда интересуемся мнением и идеями самих детей, — говорит Марья Букина. — В начале учебного года выбираем из каждого класса двух представителей и вместе с ними планируем программу воспитательной работы. Скажем, в школе ежегодно организуется праздник танца, и ребята вносят свои предложения о том, в какой форме провести его в очередной раз. Проектное мышление помогает эффективно и плодотворно реализовывать себя в различных сферах жизни. Стараемся вовлечь ребят в совместную деятельность, чтобы выработать у них особое отношение к жизни и ко всему происходящему вокруг — неравнодушное».