Нижегородец рассказал, как сейчас в Европе относятся к российской культуре
Газета "Новое дело" №32 от 18.08.2022
Подписка на газетуСейчас вводят всё больше санкций против России – многие боятся, что русскую культуру хотят отменить и вычеркнуть из истории. Но нижегородца Кирилла Кадыкова, который сейчас живёт и работает в Москве, это не испугало – он отправился в Европу, чтобы поучаствовать в международном мероприятии «Еврохор». Мы поговорили с ним и узнали, как сейчас относятся к русским иностранцы, тяжело ли попасть на выступление в другой стране и можно ли вообще отменить русскую культуру.
В путь-дорогу
В «Еврохор» отбирают певцов до 30 лет. Вместе они оперативно разучивают программу и дают концерты в стране, в которой мероприятие проводится. В этом году музыканты жили в Швейцарии.
«У меня давно была мысль посетить какое-нибудь творческое мероприятие за рубежом в качестве самостоятельного участника, – признался Кирилл. – До ковида я неоднократно выезжал на гастроли в Европу в составе хора Нижегородского хорового колледжа имени Л.К. Сивухина и Академии хорового искусства имени В.С. Попова, но в этом случае я палец о палец не ударял, потому что документальными и организационными вопросами занимались направляющая и принимающая стороны».
Проводит «Еврохор» Европейская хоровая организация. Отбирают туда музыкантов со всего мира, нужно только отправить свою заявку. Будущему участнику необходимо записать исполнение гамм, одно обязательное произведение и рассказать свою творческую биографию.
«Заявку я подавал в начале февраля, поэтому и подумать не мог, что столкнусь с какими-либо трудностями», – рассказал Кирилл.
Из 120 заявок отобрали всего 50. Кирилл признался, что даже не ожидал, что его позовут – всё-таки российским спортсменам запретили участвовать в международных соревнованиях, это могло произойти и с музыкантами.
«Я тоже был абсолютно уверен, что никакого приглашения мне ждать не стоит, – рассказал нижегородец. – Был приятно удивлён, получив его в апреле. Какое-то время колебался, стоит ли вообще в условиях новой логистики покидать Россию. Безусловно, ехать было немного волнительно, потому что меня поджидали трудности и с перелётом, и с банковскими картами. Неизвестно было, с каким отношением я столкнусь на проекте. Но отказывать себе в таком удовольствии я не стал».
Добраться до Швейцарии действительно оказалось нелегко.
«Путь был не самым приятным, но и не самым ужасным, – признался Кирилл. – Я очень долго определялся, потому что любой путь на Запад сейчас несёт в себе много трудностей. В итоге я полетел в Цюрих через Дубай. Это была долгая дорога. По пути из Дубая в Цюрих сломался самолёт, и мы вернулись обратно. В связи с этим время в пути увеличилось до 25 часов».
Но, как признаёт Кирилл, все эти трудности того стоили.
Безграничное общение
Жили участники в небольшом городе Ленк в горах, репетиции проходили в местной маленькой церкви по семь с половиной часов. Одним из условий мероприятия был обязательный английский, чтобы все друг друга понимали.
«В плане общения никаких особых проблем не возникало, – говорит Кирилл. – Практически со всеми удалось подружиться, со многими участниками регулярно переписываемся. У нас до сих пор функционирует чат в одной из социальных сетей, где мы делимся фотографиями и воспоминаниями».
Как признался нижегородец, никакого предвзятого отношения со стороны иностранцев он не ощутил.
«Ни разу на проекте я не почувствовал дискомфорта и какой-либо дискриминации из-за своей национальности, – рассказал Кирилл. – Европейцы различают обычных граждан РФ и политическую обстановку. Даже были некоторые, кто хотел бы выучить русский язык и более глубоко ознакомиться с нашей культурой. Я уже дистанционные уроки русского языка провожу. В целом отношение к русским очень спокойное».
В «Еврохоре» также участвовала одна украинская певица, но отношения с ней были максимально нейтральными.
«Не могу сказать, что девушка была позитивно настроена на общение, но тем не менее… – рассказал Кирилл. – Так как язык мероприятия английский, то мы сразу договорились общаться исключительно на английском. Коммуницировали мы не часто, большую часть времени я разговаривал всё же с участниками из разных стран Европы. Какого-то выяснения отношений, напряжённых разговоров и т.д. – нет, такого не было. Мы преследовали исключительно творческие цели и наслаждались репетиционным процессом».
Однако пройти абсолютно мимо политики участники мероприятия не смогли.
«Организаторы приняли решение исполнить одну украинскую песню, чего не было заявлено в концертной программе изначально, – рассказал Кирилл. – Жест это исключительно политический, я просто не стал в этом участвовать и отказался исполнять эту песню».
Такое решение нижегородца не вызывало санкций и споров – организаторы спокойно приняли позицию музыканта.
«Никаких трудностей из-за политической обстановки не было, это абсолютная правда, – уверяет Кирилл. – Мы общались обычно, всегда уважительно и позитивно. Даже если бы такие трудности возникли, то я изначально избрал позицию ни перед кем не оправдываться, защищать свою страну, культуру и собственные интересы. Перед началом мероприятия всем участникам было разослано информационное письмо, в котором говорилось, что проект преследует исключительно творческие цели и всяческие конфликты из-за политики неприемлемы».
Музыкальный менталитет
Иностранный подход к хору и дирижированию оказался совершенно не таким, как в России.
«Мне было невероятно интересно наблюдать за спецификой работы зарубежных дирижёров, за манерой пения, сравнивать репертуар, оценивать отличия культур, – признался Кирилл. – Не буду раскрывать все карты, но всё же обозначу несколько тезисов: технике дирижирования, на мой взгляд, в России уделяется большее внимание, у нас это целая невербальная наука, а также наши хоры звучат сочнее и красочнее. У европейских же коллег мне понравилось отсутствие авторитарности в работе, дирижёры были на одной волне с певцами, никто себя выше остальных не ставил, и их авторитет от этого не страдал. Также умение европейских коллег детально работать над материалом и словом дарило приятные впечатления. В целом это общество довольно демократично, поэтому всегда чувствовалась свобода. Большое внимание уделяется психологии человека».
Здесь даже устраиваются отдельные разминки для тела, чтобы исполнителям было максимально комфортно.
Как рассказал Кирилл, в Европе, несмотря ни на что, российскую культуру чтут, и окончательно отменить отечественную музыку невозможно.
«Нашу музыку любят, довольно часто исполняют, – поделился он. – Один из дирижёров проекта, Юваль Вайнберг, который работает в Германии, в настоящее время готовит к исполнению в будущем сезоне музыку Стравинского, а также очень любит сочинения Шнитке. Многие участники проекта в личных разговорах со мной выражали свою любовь к «Всенощному бдению» Сергея Васильевича Рахманинова и т.д. В музыкальных магазинах Цюриха красуются многочисленные сборники различной русской музыки, никто её не спрятал и не отменил. И зарубежные музыканты в нашей музыке заинтересованы, это такой богатый пласт культуры, который отменить не представляется возможным».
Сейчас Кирилл продолжает общаться дистанционно со многими участниками из других стран. Поэтому можно точно сказать – несмотря на всю сложность политической ситуации вокруг, российские творчество и культура продолжают жить по всему миру.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в Нижнем Новгороде стартовал первый фестиваль графики.