Журналист о поездке на Донбасс: «Наша помощь там очень нужна»
Газета "Нижегородская правда" №24 от 27.04.2022
Подписка на газетуНижегородский журналист Александр Фролов дважды сопровождал гуманитарные грузы, собранные в храмах Нижегородской епархии, в Луганскую и Донецкую народные республики. Интервал между поездками составил всего две недели. Недавно главный редактор просветительского центра «Логос» (СМИ нижегородской епархии) вернулся из Горловки. Своими впечатлениями он поделился с «Нижегородской правдой».
«Мы не боимся – и вы не бойтесь»
« Первый раз мы возили гуманитарную помощь, собранную прихожанами нижегородских храмов, в Луганскую народную республику в разбитый артиллерией город Счастье, – рассказывает Александр Фролов. – Во второй раз отправились в Горловку Донецкой народной республики, везли две фуры, 25 тонн, в основном воду. Горловка с 2014 года находится на самой линии боевых действий, ближайшая точка – восемь километров».
Когда доехали от Нижнего Новгорода до Ростова на Дону, нас присоединили к гуманитарной колонне МЧС, которая уже восемь лет каждый день отправляется в сторону Донецка и Луганска. Между Донецком и Горловкой расстояние небольшое, минут 30, но поскольку дорога находится под постоянными обстрелами, мы ехали обходными путями – через Енакиево, Харцызск. Это заняло почти три часа.
По словам нашего собеседника, в отличие от разрушенного города Счастье Горловка внешне не пострадала. Но здесь слышно, как работают миномёты, реактивные системы залпового огня, звучат артиллерийские обстрелы. Местные жители научились различать, когда «прилетает» в их сторону, а когда отвечают военнослужащие Донецкой народной республики.
«Звук смерти слышен непрерывно. И люди научились в этом жить, – рассказывает Александр Фролов. – Одно из самых ярких впечатлений: на границе мы надели бронежилеты, нам дали каски и сказали ни в коем случае их не снимать, так как район опасный. А когда мы приехали к храму, чтобы передать грузы, то увидели, как под эти звуки обстрелов на большой детской площадке на территории храма играют дети, идёт обычная мирная жизнь. Мы выходим из машины, облаченные, как космонавты, и ловим на себе взгляды людей: «Мы не боимся – и вы не бойтесь». Они живут в состоянии перманентной угрозы смерти, осознавая, что их могут убить сегодня-завтра. Основные темы их разговоров, что где-то «прилёт», где-то стреляли, кто-то погиб, кто-то потерялся. И это самый большой трагизм ситуации».
Очереди за водой
В Горловке очень большие проблемы с водой – по словам жителей, не хватает мощности сетей. В центре города хотя бы несколько часов по вечерам из кранов идёт техническая вода, а окраины живут только за счёт того, что привозят. Огромные очереди за водой в храмы, дают не больше пяти литров в руки.
«Наша помощь там очень нужна. Отец Александр, представитель горловской епархии, который заведует распределением гуманитарной помощи, сказал, что привезенные нами грузы будут распределены по тем людям, которые сейчас движутся в сторону России, – рассказывает нижегородец. – Город Горловка как перевалочная база – многие заходят в него, останавливаются на несколько дней. Эти люди без еды, без воды, без вещей. Кроме того, многие города освобождаются, и там людям тоже нужна вода и еда, и часть нашей помощи будет отправлена туда».
Нижегородцам, сопровождавшим гуманитарный груз, настоятельно советовали покинуть город до наступления темноты, потому что ночью ехать опасно. На другой день отец Александр прислал смс: «Сегодня у нас жарко – я не о погоде».