Нижегородская область стала пилотным регионом для развития промышленного туризма в России
Газета "Деловая Газета НП" № 68 от 13.09.2021
Подписка на газетуУвидеть, как запускают автомобили, как строятся самолёты и корабли, смогут нижегородцы и гости региона. Нижегородская область стала одним из пилотных регионов России для развития промышленного туризма. Соответствующее соглашение подписали 3 сентября Федеральное агентство по туризму и госкорпорация «Росатом» в рамках Восточного экономического форума – 2021.
Богатое наследие
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что сотрудничество по этому направлению важно для продвижения туристического потенциала региона.
– У нас есть большой потенциал в развитии промышленного туризма. Нижегородская область – это регион с богатым промышленным и культурным наследием. Гостям и жителям уже давно хорошо известны отраслевые музеи Горьковского автозавода и Выксунского металлургического завода, музейный квартал «Русские крылья», объединяющий достижения Валерия Чкалова и Ростислава Алексеева. Кроме того, в 2019 году в Выксе на промышленной территории открылся первый в России индустриальный стрит-арт-парк, который ежегодно посещают известные художники со всей России. Так, на стене цеха ВМЗ появилась самая большая работа известного художника Эрика Булатова, – подчеркнул Глеб Никитин.
По словам губернатора Нижегородской области, соглашение объединит представителей крупных промышленных предприятий и туристической индустрии для разработки новых туристических предложений.
Помимо Нижегородской области в пилотном проекте по развитию промышленного туризма также участвуют Белгородская, Сахалинская, Челябинская области и Красноярский край.
Себя показать
В промышленном туризме Нижегородская область не новичок. Экскурсии в регионе проводят и небольшие фабрики, и крупные заводы.
Например, пользуются популярность маршруты на фабрику ёлочных игрушек «Ариель» и фабрику мороженого «Колибри». Также можно увидеть изнутри работу Лысковского пивоваренного завода и пивоварни Heineken.
На свои производственные площадки пускают гостей такие гиганты, как Выксунский металлургический завод Объединённой металлургической компании, крупнейший производитель ПВХ в России завод «РусВинил», Горьковский автомобильный завод, холдинг «СИБУР».
– «СИБУР» проводит экскурсии практически на всех предприятиях и во всех регионах, – рассказали в пресс-службе предприятия. – Есть два варианта: с погружением в детали и без. В первом случае это смешанная автобусно-пешеходная экскурсия с осмотром всех основных установок, посещением Центрального пульта управления, иногда лабораторий. На такой экскурсии необходимо переодевание в спецодежду/спецобувь и получение средств индивидуальной защиты: противогазов (их носят с собой на случай ЧП), касок, перчаток и защитных очков. Во втором случае экскурсия представляет собой объезд территории на автобусе без входа в так называемую «красную зону» (то есть в зону, где работают установки и люди, которые их обслуживают).
Инструктаж по технике безопасности обязателен в обоих случаях. Экскурсии проводятся для организованных групп: учащихся школ, вузов, техникумов, других организаций по их заявкам. Есть вариант и для обычных граждан.
Сейчас из-за COVID‑19 проведение экскурсий временно приостановлено. Заявки по-прежнему собираются на сайте, с заявителями будут связываться после снятия эпидограничений.
Тем не менее в настоящее время промышленный туризм развит слабо, только 4% предприятий из 18 тысяч во всей стране проводят экскурсии. Первым шагом по развитию промышленного туризма станет создание базы производств, которые готовы пустить к себе туристов.
Далее в рамках соглашения между Ростуризмом и «Росатомом» будет создан экспертный совет, который примет участие в разработке экскурсионных программ по промышленным объектам. Предполагается, что туристы смогут не только побывать на производстве и узнать историю предприятия, но и ознакомиться с проектами внедрения бережливых технологий. Будут разработаны и индивидуальные программы, в том числе обучающие, с тренингами и мастер-классами, а также деловые, в рамках которых можно будет найти партнёров.
Таким образом, развитие промышленного туризма должно стать толчком развития не только для этой отрасли, но и для самих предприятий.
Виктория Громова