«Нижегородская правда» вспоминает, как жила область в 30‑х годах прошлого столетия
Газета "Нижегородская правда" №28 от 18.05.2022
Подписка на газетуМы продолжаем путешествие во времени, которое начали в честь юбилея «Нижегородской правды». Летим через 1930‑е годы! Полёт стал символом времени. Лётчики были одними из самых популярных людей в стране. Гремело имя Чкалова. Жизнь сама летела вперёд как самолёт!
Разбили сад
С 1930 года газета не раз писала о планах открыть в городе ботанический сад, о том, что это «дело исключительно ответственное и трудное», ботаникам и садоводам Нижнего нужно отдать ему все свои знания и энтузиазм.
И вот проект стал воплощаться. 5 апреля 1935 года «Горьковская коммуна» рассказала, что «на Мызе, за посёлком Дубёнки, недалеко от Радиотелефонного завода, строится большой ботанический сад на площади 250 га». Сообщалось, что это будет крупное научно-исследовательское учреждение. Там смогут заниматься студенты, школьники, сад также станет «местом отдыха и просветительской работы среди широких масс трудящихся».
Газета писала, что создаются отделы декоративно-цветочный, лекарственно-технический, отдел биологии растений и систематики, получены семена из Ялты, Тифлиса, Ленинграда и других городов, а также из Голландии, Германии, «принимаются меры к установлению постоянного обмена семенами со всеми ботаническими учреждениями земного шара». К лету 1938 года в ботаническом саду уже имелись коллекция травянистых многолетников – 1400 видов, цветники, большие площади лекарственных, зерновых, бобовых и других полезных культур, 500 видов деревянистых растений, выращивались различные сорта яблок, смородины, малины, земляники. Изюминкой стали коллекции кактусов, пальм, бананов, дерево путешественника. И освоение территории продолжалось.
Открыли оперный театр
Оперные арии звучали в городе только во время гастролей московского театра имени Немировича-Данченко. Но вот было принято решение открыть свой театр оперы и балета. Началась реконструкция Народного дома. 2 апреля 1935 года «Горьковская коммуна» писала: «На строительстве оперного театра идут усиленные работы. В зрительном зале все леса уже убраны, начата электропроводка и облицовка стен». Сообщалось, что сценическая аппаратура изготовлена в Москве под управлением электротехников Большого театра, «ведутся переговоры с крупными актёрскими силами». Газета также рассказала, что поставлен «вопрос о благоустройстве площади перед театром и об организации к моменту открытия прямого трамвайного сообщения: Канавино – Сормово – оперный театр, с тем чтобы рабочие всех предприятий города были постоянными посетителями оперы».
В день открытия театра, 1 июня 1935 года, «Горьковская коммуна» вышла с материалом об этом на первой полосе. «Крупнейшее событие в культурной жизни нашего края», «новая победа рабочего класса», «мощный рычаг художественного воспитания трудящихся масс» – о новом театре говорили в превосходной степени.
Не обошлось, правда, без казуса: вскоре газета написала, что театр работает уже четыре дня, а обещанного трамвая нет как нет, люди теряют время в дороге!
Но несмотря ни на что, в театр сразу потянулись зрители. В первый сезон самыми популярными стали оперы «Евгений Онегин» и «Князь Игорь». Театр посетили 307 тысяч человек. Во второй сезон – уже более 351 тысячи.
Чкалов полетел
В июне 1937 года произошло событие, которое назвали началом новой эры в авиации. «Горьковская коммуна» писала: «18 июня 1937 года на рассвете в 4 часа 5 минут со Щёлковского аэродрома близ Москвы был дан старт, и самолёт взял курс по маршруту Москва через Белое море, Кольский полуостров, землю Франца-Иосифа, Северный полюс и дальше через Северный Ледовитый океан в Северную Америку».
Экипаж – Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков, мгновенно ставшие всенародными героями. К слову, газета сообщила, что перед полётом Валерий Чкалов передал привет читателям «Горьковской коммуны». Сказал: рад, что на его долю выпала почётная задача по освоению Северного полюса.
О том, с какими невероятными трудностями столкнулись пилоты, тогда не принято было говорить. Главным стало то, что это победа! 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил посадку на аэродроме Баракс в штате Вашингтон, рядом с Портландом. «Отважные сыны нашей родины: Чкалов, Байдуков, Беляков осуществили смелую и дерзкую мечту, – писала «Горьковская коммуна». – На советском самолёте с советским мотором, построенными советскими людьми, советские пилоты проложили новую, самую короткую воздушную трассу, соединяющую два материка, две страны».
На родине Чкалова с получением радостного известия «тотчас же состоялись митинги». Газета рассказывала о ликовании по всему Союзу и в разных странах. А ещё – о том, как в Василёве с облегчением вздохнула мать Валерия Чкалова. Наталья Георгиевна призналась, что волновалась, и рассказала, как в мае впервые полетела с сыном «на самолёте У‑2, подаренном ему наркоматом оборонной промышленности. «Струсила я сначала, а потом подумала, что с таким сыном ничего не страшно».
Добавим, что с нашей редакцией Валерий Чкалов дружил, не раз здесь бывал. И именно с «Горьковской коммуной» (возможно, и впервые) поделился своим замыслом: совершить полёт «вокруг шарика». Это было 13 декабря 1937 года. Очевидец событий Алексей Романов, ставший впоследствии ответственным редактором «Горьковской коммуны», вспоминал, что журналисты в ответ засмеялись. Идея казалась фантастической. А Чкалов сказал: «Самолёт такой силы скоро у нас будет, экипаж есть, а о самом проекте до поры до времени надо помолчать».
Через 23 года этот замысел осуществит Юрий Гагарин. Чкалов, получается, предвидел такой полёт…
Во время той встречи в редакции никто и в самом страшном сне представить не мог, что Валерию Павловичу осталось жить год. 16 декабря 1938‑го «Горьковская коммуна» вышла с большим портретом лётчика в чёрной рамке: вчера при испытании нового самолёта Валерий Чкалов погиб. Это стало горем для всей страны. «Память о нём сохранится навеки в сердцах всего многомиллионного народа», – написала газета. Так оно и есть… А историческому перелёту через Северный полюс через месяц юбилей — 85 лет.