Психологи объяснили популярность увлечения квадробикой у детей
Передвигаются на четвереньках, рычат и лают. Такое необычное поведение можно наблюдать у подростков в последнее время. Но поводов для паники нет. Это квадробика — новый вид спорта, в котором дети имитируют движения животных. Тренд зародился в Японии и быстро завирусился в России. Стоит ли волноваться родителям, если их ребенок стал квадробером, и где грань между простой игрой и психическим отклонением, редакция сайта pravda-nn.ru разбиралась вместе с нижегородскими экспертами.
Первый опыт
«Дочь начала увлекаться квадробикой где-то полгода назад. Сначала попросила заказать ей кошачью маску, затем перчатки-лапки, нашла у бабушки меховой хвост. После уроков дочь скакала по квартире и снимала видео», — рассказывает Наталья, мама 11-летней девочки.
Уже в самом начале нижегородке показались такие занятия «диковатыми», однако этот вариант был намного привлекательнее, чем если бы ребенок сидел полдня в смартфоне. Поэтому с дочкой они договорились еще «на берегу»: заниматься квадробикой она будет только дома.
«Я считаю, что на улице бегать на четвереньках, во-первых, небезопасно, во-вторых, незнакомым людям это может не понравиться или помешать», — пояснила Наталья.
Совсем озверели
Наталья – не единственная из родителей, кто столкнулся со «звериным» поведением своего чада. И если одни спокойно отнеслись к новому увлечению ребенка и не придали ему особого значения, то другие начали паниковать, едва ли не приравнивая новый спорт к движению «Рёдан».
Основная аудитория квадроберов – подростки от 7 до 14 лет. Они воспринимают это больше как игру, нежели серьезный спорт, и в процессе используют маски животных, искусственные хвосты, перчатки-лапы и накладные уши.
Почему квадробика стала так популярна среди подростков? Как считает кандидат социологических наук, доцент ННГУ им. Лобачевского и эксперт по молодежным субкультурам Анна Соболева, этот спорт доступен каждому и не требует дополнительного инвентаря, отсюда – такой большой круг приверженцев.
«Квадробика соединяет в себе много привлекательных для подростка элементов – спортивную нагрузку, которая напоминает паркур, внешние элементы – самодельные маски, уши и хвосты, увлекательное времяпрепровождение в группе единомышленников», – отмечает эксперт.
А в чем подвох?
Квадробика сочетает в себе десятки физических упражнений, требует ловкости и хорошо подготовленного тела для силовых нагрузок. При этом она влияет на физиологическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие, а также нервную систему ребенка, сочетая в себе как хорошие черты, так и негативные.
1.Физическая подготовка
Любое физическое развитие ребенка – это всегда плюс. Однако вопрос больше к тому, как это развитие происходит: как правило, в любом спорте первые месяцы идет адаптация организма к новым нагрузкам. За выполнением упражнений следит тренер или любой другой эксперт в конкретном спорте.
В квадробике все иначе. Часто в это направление попадают те, кто долгое время «сидел на диване» и резко приступил к тренировкам самостоятельно. В первую очередь, начинают страдать запястья, поясница – именно на них в квадробике делается наибольший упор.
«Если хочется ребенку побывать в таком формате развлечений, то делать это нужно постепенно, плавно и размеренно. Родителям стоит проанализировать физические способности самого ребенка, отклонения, что он может делать, а что — нет, даже с учетом погружения в игру. Все ли так делают и мыслят? Нет, конечно. Поэтому проблем может быть масса даже на физическом уровне», – подчеркивает психолог Алексей Хандохин.
2. Умственное развитие
Дети развиваются и учатся, наблюдая за происходящим вокруг. У них всегда есть пример для подражания – родитель, авторитетный педагог или же поп-звезда, чье поведение они стараются копировать. Если же дети начинают подражать животным – это явный путь в деградацию, уверены специалисты.
Хороший пример позитивно сказывается на развитии личности, ведь ребенок копирует мысли, чувства, манеру речи своего кумира, отношение к разным вещам и событиям.
«Устойчивое развитие подростка и ребенка в первую очередь идет с накоплением знаний и имитацией поведения других людей. А если он имитирует и взаимодействует на уровне животного, то развития здесь никакого не будет», — пояснил психолог.
3. Эмоциональный интеллект
Наряду с физическим и интеллектуальным развитием важным является и эмоциональное. В процессе взросления ребенок учится понимать себя, анализировать собственные мысли и чувства. Если же он только и занят тем, что пародирует чье-то поведение, то задержки в развитии эмоционального интеллекта будут на лицо.
Отсюда начнут складываться проблемы и с пониманием чувств и эмоций других людей. Все это может привести к невозможности общения друг с другом.
4. Общение
Современные дети привыкли социализироваться через Интернет. Соцсети и компьютерные игры заменили им дворовую площадку, где они могли познакомиться со своими сверстниками.
Квадробика вновь вернула детей на улицу. Помимо общения друг с другом, они могут фантазировать, адаптироваться под новые условия и изучать правила внешнего мира. Это, безусловно, большое преимущество.
Однако все это допустимо до 18 – 20 лет, когда мозг ребенка еще действует на уровне инстинктов и эмоций.
«Почему у нас в студенческие годы, например, или при наступлении совершеннолетия уходит агрессивное поведение, снижается буллинг? Потому что мозг перестраивается, он становится более логическим, более контролируемым. А если мы долгое время привыкаем общаться именно на уровне этих животных импульсов, то замедляем свое развитие и не можем социализироваться во взрослую реальность, где теперь нужно отвечать за себя, – поясняет Алексей Хандохин. – То есть это будет оттягивание времени развития его интеллекта и самостоятельности на уровне социального общения».
5. Нервная система
Благодаря квадробике ребенок может компенсировать все свои нереализованные фантазии и желания. Например, если он недостаточно получает внимания от родителей или ж его не хвалят, то он будет искать это где-то на стороне, в своем кругу общения.
Важный момент – не заиграться. Здесь ребенку нужно объяснить и прочертить линю раздела, где игра еще идет, а где – заканчивается, а игровые правила перестают действовать. То есть продолжать лаять, кусаться и имитировать зверей в повседневной реальности не нужно – так мы научим детей разделять свое поведение в зависимости от внешних условий.
Что делать родителям ребенка-квадробера?
Как и в случае со многими другими занятиями, родителям не стоит волноваться, если увлечение носит характер хобби, и при этом ребенок вовлечен и в другие виды активности – школу, внешкольные занятия, дружеское общение.
Если родители заметили, что квадробика начинает занимать большую часть жизни своего чада, то это первый сигнал, что у него есть какие-то психологические проблемы – например, это может быть попыткой ухода от реальности в мир фантазий и игр.
«С психологической точки зрения, выбирая избегающую стратегию, ребенок может погружаться в психологические проблемы. И, как следствие, возможны различные тревожные расстройства, расстройства адаптации и психотравмирующие ситуации. Более того, если подростки, сбиваясь в группы, начинают вести себя бесконтрольно и даже агрессивно, пугать прохожих, ассоциируя себя с животными, то это может привести к реальным негативным последствиям – девиантному и даже делинквентному поведению», — рассказала Анна Соболева.
Определить ту грань между простой игрой и нарушениями в психике нетрудно. Когда ребенок начнет серьезно кусаться и издавать звуки животных вне игры, то это первый звоночек, что с ним что-то не в порядке.
Конечно, это может быть и следствием того, что какие-то потребности ребенка не удовлетворены – по этой причине он с головой уходит в игру. Тогда родителям стоит поговорить с ним о его желаниях, мечтах, кем он хочет стать, когда вырастет, что ему вообще интересно.
Нехватка похвалы и теплых слов от мамы и папы тоже влияет на вовлеченность ребенка в ту или иную игру. Здесь стоит поддерживать его, почаще делать комплименты и хвалить за хорошие поступки. Важное место также нужно отводить на диалоги с ним.
«Если связь родителей с ребенком не утеряна, то он, как правило, с удовольствием хотел бы провести время со своими мамой и папой, отдохнуть вместе, поиграть, потому что это заложено на уровне базовых инстинктов. Если такой возможности нет, то ребенок уходит проводить время с другими ребятами. Поэтому здесь можно после игры уже порасспрашивать ребенка, как прошла его встреча, игра, куда они ходили и что делали», — пояснил психолог.
Квадробика – неоднозначное явление у подростков, которое сочетает в себе как приятные последствия, так и негативные. Так или иначе, стоит помнить главное правило – все хорошо, что в меру.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что психолог Хандохин рассказал, как взрослым помочь в решении конфликтов детей.