Нижегородские грузоперевозчики ищут новые пути
Газета "Деловая Газета НП" №23 от 25.04.2022
Подписка на газетуЗарубежные санкции нарушили привычные транспортные связи между Россией и остальным миром. Перестраиваются многолетние логистические цепочки, закрываются одни направления, растёт нагрузка на другие. О проблемах и путях решений говорили на конференции «Транспорт и логистика Нижегородского региона. Новые вызовы».
Тяжёлый груз
Санкции коснулись всех видов грузового транспорта: и тех, кто работает на суше, и тех, кто доставляет грузы по воде.
«На нас сказались как сложности с заходами во многие европейские порты под российским флагом, так и в принципе отказ иностранных компаний от поставок грузов в Россию, – рассказала директор по стратегии и развитию АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Елена Крившич. – На нас влияют санкции, которые ввели против наших ключевых клиентов, есть сложности с принятием платежей в иностранной валюте».
Надежды отечественного судоходства сейчас связаны, в том числе, с речными перевозками.
«Достаточно много наших клиентов сейчас вместе с нами прорабатывают переориентацию грузов на реку», – сказала Елена Крившич.
Изменения ощутила на себе и железная дорога. По данным РЖД, в апреле погрузка в Россию снизилась на 7%, погрузка на экспорт сократилась на 20%, импорт снизился на 24%.
Часть объёмов переключилась на Белоруссию в обход ограничений, выросли перевозки в адрес портов Чёрного моря и пограничные переходы с Казахстаном.
«Многие компании, задействованные в международной торговле, старались успеть вывезти груз в большей степени по всё ещё доступным транспортным каналам в рамках действующих контрактов, – отметил главный инженер Горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Андрей Русских. – Выход на новые рынки требует определённого времени, но я думаю, что в мае-июне-июле мы увидим изменения в направлениях».
Так, к примеру, уже в апреле наблюдается трёхкратный рост заявок на экспорт через станции Дальневосточного полигона.
На колёсах
Пятый пакет санкций Евросоюза больно ударил по автотранспортным перевозчикам России и Белоруссии, которым теперь запрещено работать в Евросоюзе. Есть ли альтернативные пути доставки грузов?
«Это зависит от того, какие меры примет руководство страны. Вариантов может быть несколько, – сказал председатель Общественного комитета по транспорту и экспедированию при ТПП Нижегородской области Евгений Окунев. – Первый вариант – это тот, по которому пошла Белоруссия, когда они ввели схему сухих портов (сухой порт – перевалочный пункт морских грузов, связанный с железнодорожным или автомобильным сообщением. – Прим. авт.). Второй вариант – ничего не делать, и тогда наши экспортёры и импортёры просто ищут иностранных перевозчиков».
Однако российские перевозчики в такой ситуации, по словам Евгения Окунева, конкуренции могут не выдержать.
«С точки зрения связи с Европой у нас в настоящее время остаётся небольшая «дырка» на севере Кольского полуострова на границе с Норвегией, поскольку Норвегия формально не присоединилась к санкциям, – рассказал эксперт. – И остаётся путь через Турцию, через Грузию и на границе с Азербайджаном. Но эти пункты пропуска нуждаются в серьёзной модернизации. Она сейчас проводится. Также достигнута договорённость о том, что ориентировочно с мая начнёт ходить паром из Турции».
География грузоперевозок неизбежно изменится. Вопрос в том, насколько сложным будет этот процесс для отрасли и что поможет преодолеть трудности.
Окажут поддержку
Сейчас как никогда важно оперативное взаимодействие всех ветвей власти и бизнеса.
«Нам необходимо в оперативном режиме вырабатывать решения, предложения по мерам поддержки, – отметил депутат Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Бабаев. – Автомобильные перевозки – это кровеносная система экономики, и в период тех санкций, которые вводятся, той экономической войны, которая нам объявлена, мы должны придумывать нестандартные решения и, самое главное, оперативно их принимать».
Одно из таких решений касается транспортного налога.
«На комитете по транспорту было решено с 1 января 2022 года снизить транспортный налог для грузовых перевозчиков на 25 процентов, – сказал Евгений Бабаев. – Эта мера направлена на снижение налоговой нагрузки и должна поддержать перевозчиков в текущей сложной ситуации».
По итогам конференции была выработана резолюция, в которой содержатся рекомендации по поддержке предпринимательства в транспортной сфере. Речь идёт среди прочего о снижении НДС до 10% и социальных взносов – до 15%, временном моратории системы «Платон», предоставлении субсидированных кредитов на пополнение оборотных средств с госгарантией по ставке не выше 11%. Предложения о введении этих и других мер поддержки будут направлены в Министерство транспорта РФ.