Нижегородские студенты будут сдавать экзамен в условиях, приближённых к реальной работе
Соорудить из песка вулкан и наблюдать его извержение, раскопать сокровища – каждая из игр в интерактивной песочнице для дошколят развивает воображение, сообразительность, благотворно действует на нервную систему.
Как использовать такое оборудование для развития ребёнка, знают студенты педагогических колледжей региона. Выпускные испытания они будут сдавать уже в новом формате – в рамках демонстрационного экзамена, позволяющего оценить практические навыки молодых специалистов.
Классная работа
Такого современного оборудования, как в мастерской дошкольного образования Нижегородского губернского колледжа, ещё нет в большинстве детских садиков. Но будущих воспитателей учат на опережение.
В колледже пять современных мастерских, оборудованных по стандартам чемпионата WorldSkills по национальному проекту «Образование». В мастерской музыкального образования – всевозможные музыкальные инструменты и современные синтезаторы, подключённые к компьютеру. Есть всё необходимое и для получения профессии сиделки: кровать с подъёмниками, симулятор, на котором учатся делать искусственное дыхание, аппарат для измерения давления, предметы для ухода за больным. Мастерская преподавания в начальных классах воспроизводит обстановку школьного класса. Здесь интерактивная панель, ноутбуки, робототехника, планшеты, документ-камера.
На таком оборудовании можно сдавать демонстрационный экзамен, показав свои навыки и умения независимым экспертам и работодателям.
– Если у строителей на демоэкзамене можно замерить, насколько ровно положена плитка, то у нас оценивается сам процесс,– говорит директор Нижегородского губернского колледжа Наталья Катышева. – Наши учащиеся проводят фрагмент урока или родительского собрания, показывая все навыки, которые приобрели в течение года: умение общаться со взрослыми и с детьми, правильно и красиво говорить, владеть аудиторией. А ещё важна состязательность. Все четыре педколледжа имеют возможность на базе наших мастерских подготовиться к демоэкзамену, провести его и посоревноваться.
В реальных условиях
Демонстрационный экзамен – самый передовой формат аттестации учащихся средних профессиональных образовательных учреждений. Он позволяет моделировать реальные производственные условия и оценивать умения и навыки студентов по мировым стандартам WorldSkills.
Впервые в регионе демоэкзамен был проведён в 2018 году в Сормовском механическом техникуме имени Героя Советского Союза
П. А. Семёнова. Свои навыки продемонстрировали будущие операторы станков ЧПУ. По словам директора техникума Николая Дмитричева, для проведения такого экзамена пришлось провести большую работу: переобучить преподавателей, аккредитовать площадку, разработать оценочную документацию, даже подключить психологов. Усилия не прошли даром: средний балл экзаменующихся был 4,44 – это лучший результат по России.
– Плюсы такого формата мы почувствовали сразу, – поделился Николай Дмитричев. – Преподаватели больше часов стали уделять практическим занятиям, улучшилась материально-техническая база техникума за счёт новых инструментов и станков. Студенты учатся работать в реальных условиях, на реальных станках, так что когда они придут на предприятия, смогут сразу включиться в процесс.
Кстати, недавно в техникуме запустили новую площадку для демоэкзамена – по электромонтажу.
По высшему разряду
Специалисты отмечают преимущества подобного формата.
– Система демонстрационного экзамена перезагружает и развивает нашу систему профессионального образования, – подчёркивает Ольга Петрова. – Мы имеем уникальную возможность создавать площадки, где ребята будут проводить обучение и сдавать экзамен в условиях, практически идентичным реальным рабочим местам в промышленности, сельском хозяйстве, педагогике, IT-сфере. А значит, адаптация на рабочих местах у выпускников произойдёт более мягко, более уверенно они будут себя чувствовать в своей профессии. Кроме того, на демонстрационном экзамене ребята получают не только оценки, но и разряды, и категории.
Ещё одно нововведение – Skills-паспорт, который получает каждый, кто прошёл демоэкзамен. В этом документе оцениваются все критерии, заложенные в компетенции. Например, для учителя музыки это умение создавать аранжировки, работать с хором, с вокально-инструментальным ансамблем.
В регионе сегодня 99 мастерских для сдачи демоэкзамена.
Из них 50 оборудованы по проекту «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» и 49 – благодаря региональному финансированию.
В недалёком будущем такие площадки появятся в каждом колледже и техникуме региона.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"