Нижегородские волонтеры рассказали, как помогали жителям Курской области
Ежедневный рев сирены, работа ПВО и отключения электричества. Так сейчас живут жители приграничных районов Курской области. Пролетающие над головой истребители и люди в форме здесь уже стали новой реальностью, а сами куряне к этому привыкли. Как поменялась ситуация в Курской области, чем живут местные жители и как им помогает вся Россия корреспонденту сайта pravda-nn.ru рассказали нижегородские и московские волонтеры, которые побывали там с гуманитарной миссией.
Зиму никто не отменял
Сегодня попасть в Курскую область не так просто. На въезде организованы КПП, на которых работают военные и сотрудники полиции и проверяют проезжающие машины. А по пути встречаются дорожные знаки, предупреждающие о возможных налетах вражеских дронов.
В приграничных районах ситуация сложнее: там работает более строгая пропускная система, поэтому даже за бензином без пропуска не съездишь.
«Представьте себе картину: горит колхозное поле после падения сбитого вражеского дрона, а в пятидесяти метрах от этого пожара комбайн убирает сено. Трескучую зиму и необходимость кормить скот никто не отменял. Такова обстановка в Курской области», — рассказывает руководитель нижегородского отделения «Молодой Гвардии Единой России» Роман Зыков.
По данным минобороны РФ, пока захваченными остаются населенные пункты в Суджанском районе, а вот Рыльский район, который граничит с Украиной, и дальние территории вглубь Курской области освобождены.
Сейчас там понемногу налаживается прежняя жизнь: местные жители, еще в начале августа переехавшие в Курск и другие города, начали возвращаться обратно. Где-то открываются магазины, налаживаются поставки продуктов питания, одежды и техники.
Уже не так часто работает система предупреждения ракетной опасности: со всеми «прилетами» и дронами российские ПВО справляются отлично, да и сами военные смогли дать отпор украинским солдатам во время масштабных столкновений в августе этого года.
«В Курске обстановка стала стабильная, августовские прилёты по Курску ушли почти на 0, сирены уже не воют, т.к. недавнее наступление российской армии немного сместило украинцев обратно к границе. Но ещё очень часто слышны и видны ракеты, пролетающие над деревней, там же, в полях, их сбивают различные машины ПВО», — описывает обстановку один из волонтеров из Московской области.
«Услышав сирену впервые, я встревожился, однако затем окинул взглядом людей вокруг и увидел их спокойствие, которое после передалось и мне. Оказалось, что местные жители реагируют на сирену как на что-то повседневное», — соглашается с ним другой волонтер.
«Где родился – там и умру»
К такой действительности местные жители уже привыкли. Не все из них согласились покинуть свои дома и эвакуироваться в безопасные районы: с начала вторжения ВСУ всех желающих из приграничья вывозят автобусами и размещают в пунктах временного размещения, в том числе в Курске. Всего, со слов нижегородских волонтеров, более чем в 70 ПВР в Курской области остаются порядка 12 тысяч человек. Для детей там проводят уроки, чтобы они не прерывали учебный процесс, родителям помогают в поиске работы, в том числе и удаленно.
Регулярно сюда привозят и гуманитарную помощь со всей России – это генераторы, теплые вещи, детские игрушки, канцтовары, одежда и многое другое. На постоянной основе поступает поддержка и из Нижегородской области.
Вывозят жителей из опасных районов сотрудники МЧС, администраций районов и сами местные, которые уже отправили свои семьи в более спокойные места и вернулись обратно, чтобы помочь своим соседям.
Поддержку в этом оказывают и волонтеры, которые возят гуманитарные грузы из других регионов. Волонтер из Москвы Никита приехал в Курскую область, чтобы вывезти своих дедушку с бабушкой, которые на момент вторжения ВСУ находились в деревне Новосергеевка. Со слов добровольца, от захваченной Суджи – всего час езды на машине, а на танке по прямой можно доехать и за полчаса.
Вместе с другими волонтерами Никита вывез родных, а затем с курянами из территориальной обороны помогал возить гуманитарные грузы, эвакуировать местных жителей и раненых. При этом помощь порой согласны принять не все: многие куряне, всю жизнь прожившие в одной деревне, не готовы бросать свое хозяйство и уезжать в ПВР. Тогда волонтерам приходится буквально их уговаривать. Если же сделать это не получается – жильцов оставляют, но находятся с ними на связи, чтобы, в случае необходимости, можно было направить новую помощь.
«Местных в опасных районах почти не осталось, но некоторые остаются в своих домах под предлогом «я тут родился, я тут и умру». С ними уже общаются родственники, а мы их потом увозим поближе к родным в Курск», — поделился Никита.
Важно помогать
Курянам помогают многие нижегородские организации: собирают гуманитарный груз и отвозят в волонтерский центр Нижегородской области, откуда затем вещи везут на курские земли. Некоторые доставляют грузы самостоятельно – прямиком в пункты временного размещения.
Руководитель нижегородского отделения «Молодой Гвардии Единой России» Роман Зыков возит гумпомощь вместе со своим сыном Владиславом. Такие поездки организованы в рамках гуманитарной миссии «Молодой Гвардии» и «Волонтерской роты», которые совместными силами открыли несколько волонтерских центров в обстреливаемых районах России — это Курск, Донецк, Луганск, Мариуполь, Энергодар, Северо-Донецк, Железный порт.
За две только недели Курский центр посетили более 150 нижегородских волонтеров и порядка четырех тысяч – со всей страны. Сюда завозится вся собранная нижегородцами помощь на больших автобусах и фурах, а оттуда – уже на легковых автомобилях до жильцов опасных районов.
«Поездки носят гуманитарный характер – помогаем местным жителям, семьям, которые потеряли кого-то из родных, встречаемся с детьми, – поясняет Роман Зыков. – Одна из таких историй: к нам обратился местный житель за помощью – его дом атаковал вражеский дрон, повредил крышу. Наши парни нашли в сети Интернет объявление «отдам шифер, б/у, даром». Взяли шифер, довезли до адресата, помогли покрыть крышу – и дом человека готов ко встрече дождливой осени».
В одну из таких поездок Роман, его сын и еще один активист посетили город Рыльск, который находится всего в 40 км от границы с Украиной. Там они развозили гуманитарные грузы по деревням и селам вдоль фронтовой линии. Так, например, в одну из поездок они отвезли инсулин пожилым жителям Рыльского района на два месяца вперед, затем два генератора, детские игрушки, одеяла и школьные принадлежности – в ПВР.
«Самым тяжелым было слушать печальные рассказы людей и сталкиваться с их страданиями. Уезжали мы оттуда в смешанных чувствах: и с грустью от увиденного, и с удовлетворением от проделанной работы. Один мальчик был искренне рад, что мы подарили ему самокат: он давно мечтал о нем. А девчонки в свои 8 – 10 лет были в восторге от привезенных нами кукол. Родители также запасливо брали одеяла и подушки – все же наступают холода. Так же передали в ПВР два генератора, что особенно важно на случай отключения света, — поделился 16-летний волонтер Владислав Зыков. — В самом городе очень печально было смотреть на разрушения домов. Невольно представлял, как вражеский снаряд попадает по дому с мирными людьми. От этого становилось жутко. Подобную картину, конечно, в совершенно ином масштабе мы наблюдали и в Мариуполе».
Владислав – самый младший помощник в волонтерской экспедиции. Как он рассказал, не сразу согласился на такую поездку – боялся неизвестности. Однако быстро понял, что люди нуждаются в помощи, и поехал вместе с отцом в гуманитарную миссию по ДНР, ЛНР и Курской области.
«Эта поездка изменила меня, открыв глаза на реальность жизни в трудных условиях и показав, как важно помогать другим людям. Местное население приняло нас очень тепло и благодарно, знакомились мы преимущественно с местными жителями, которые были очень открыты и дружелюбны», — подчеркнул юный нижегородец.
Нижегородские волонтеры намерены еще раз посетить Курскую область в рамках гуманитарной миссии, а также и обстреливаемые районы ДНР и ЛНР, чтобы отвезти вновь собранные вещи для всех нуждающихся.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что очередную партию гуманитарной помощи от нижегородцев отправили в Курск в середине сентября.