H
H e
S L n s
с
Суровый или заботливый? Каким видят идеального учителя нижегородцы

Нижегородцы рассказали, каким они видят идеального учителя

Нижегородцы рассказали, каким они видят идеального учителя

Фото: Александр Воложанин

Педагогов-мужчин в школах сегодня немного

Фотобанк
Перейти в Дзен Читайте о добром в MAX

Отгремел День учителя. В честь этого праздника исследователи провели опрос среди нижегородцев и выяснили, как выглядит, по их мнению, идеальный учитель. Какими качествами должен обладать самый хороший преподаватель? Кто лучше научит их детей основам – строгий и суровый педагог или заботливый и мягкий? И из кого учителя получаются лучше – из мужчин или из женщин?

Начало урока

Исследователи сервиса по поиску работы SuperJob провели опрос среди работающих нижегородцев и выяснили, кто, по их мнению, лучше годится на роль учителя младших классов – мужчины или женщины.

Выяснилось, что только 4% опрошенных хотели бы, чтобы первым педагогом в жизни их ребёнка стал мужчина.

«Есть и женщины – хорошие преподаватели, но в основном они все какие-то озлобленные и придирчивые до ужаса, – поделилась мама третьеклассницы Мария. – Мужчины более рассудительные и спокойные. И куда менее предвзятые».

«У ребёнка классная руководительница при каждой встрече с учениками срывается на крик от любой мелочи, – жалуется папа младшеклассника Сергей. – Мужчины в этом плане более рассудительны, в первую очередь, пытаются решить проблему, а не реагируют на неё эмоциональным всплеском».

Около трети опрошенных (37% пап и 35% мам), наоборот, уверены, что женщина на роль учителя подходит куда больше.

«Мне кажется, женщина терпеливее к мелочам, она всегда выслушает и подключится эмоционально, – считает нижегородка Виктория. – Мужчины – это про «набросать план». А к ребёнку нужен индивидуальный подход, умение почувствовать его настроение».

«У меня в школе были учителя и женщины, и мужчины. Учительницы намного лучше объясняли, интереснее, образнее, – вспоминает житель региона по имени Виталий. – Мужчины-учителя тупо по учебнику всё говорили. Это и без него можно было почитать».

Большинство – 53% – заявили, что пол для них значения не имеет. Тем не менее, как показали исследования последних лет, в современном обществе женщинам и правда чаще доверяют детей. Особенно если речь о младших классах. Более 90% учителей в начальной школе в России – женщины.

В других странах идёт разрыв, но не сильный. В США и Канаде женщин-преподавателей около 78%, в европейских странах – от 70 до 72%, в Израиле – 69%.

Сильный пол

А между тем в XIX и первой половине XX века в школах, как правило, было больше учителей-мужчин и сама по себе эта профессия считалась более мужской.

«В советское время было больше учителей-мужчин, это была другая эпоха, – объяснил нижегородский социолог Александр Прудник. – Это было общество с другими установками, где мужской тип характера был востребован. Идеалами были космонавты, лётчики, военные, геологи и учёные. Люди в основном мужских профессий и мужских характеров. Поэтому востребованность системы образования в мужчинах была. Но уже на исходе советских лет полностью произошла перемена этих культурных кодов».

Даже в фильмах 50‑х годов прошлого века про школу учителями были в основном мужчины. Позже ситуация изменилась – вспомнить хотя бы «Большую перемену», где целый штат школьных учительниц радуется одному-единственному главному герою, который сам по себе является человеком мягким. В сознании людей сейчас закреплён образ учителя как человека доброго, понимающего и терпеливого.

«Это, в первую очередь, связано с феминизацией современного общества, – считает социолог. – Сейчас в цене такие качества, как заботливость, мягкость, облегчённость, неагрессивность и тому подобное. Именно эти качества активно внедряются через культурные символы, искусство, фильмы и соцсети. Они становятся частью мировоззрения современных людей. Эти качества являются преимущественно женскими».

Границы между мужским характером и женским достаточно условны и не абсолютно жёсткие, и всё же считается, что именно женщинам в большей степени свойственны эмоциональность и заботливость.

«А отношение к детям в представлении большинства людей должно быть по женскому типу, то есть по материнскому типу или типу старшей сестры, – объяснил Александр Прудник. – Женщина, с одной стороны, является в этих отношениях лидером, а с другой – тем, кто поддерживает и помогает маленькому человеку найти место в мире. Качества матери-лидера переносятся и на представление об учителе».

По мнению эксперта, выбор женщины как наиболее подходящего учителя никак не связан с технологиями обучения или с его эффективностью. И мужчины, и женщины могут быть одинаково эффективны, просто изменилась роль учителя в обществе. Он должен направлять ребёнка и помогать ему чувствовать себя комфортно, а не сурово учить его добиваться высот в математике или русском языке.

«Именно эта установка вымывает из сферы образования мужчин, – считает социолог. – Многие жалуются на то, что мужчины не идут в образование, но жалуются именно те, кто формирует установку на женщину-преподавателя. Потому что тем требованиям к преподавателю, с которыми выступает сейчас общество, мужчины не соответствуют».

Как выяснили исследователи SuperJob, идеальной учитель, по мнению россиян, действительно ближе к образу матери, чем отца. Топ‑3 главных качеств педагога – это профессионализм, терпение и доброта. Около 13% опрошенных считают, что учителя должны любить детей и обладать стрессоустойчивостью.

Мужчинам в учителях важнее профессионализм, а женщинам – любовь к детям и профессии, ответственность, тактичность, честность и справедливое отношение к обу­чающимся. Первый подход более мужской и скупой, второй – более женский и эмоциональный. И именно второй способ преподавания сейчас более востребован.

«В образовании есть сферы, где хоть в какой-то мере должен проявляться мужской стиль поведения, а именно силовой, энергичный, решительный, по преодолению своих физических препятствий, – объяснил социолог. – Это в первую очередь, конечно же, физкультура».

Считается, что мужчины сильнее в технических специальностях и точных науках, то есть в математике и физике, а женщины – в гуманитарных, то есть в литературе и языках.

Лучшее предложение

Некоторые из опрошенных уверены, что учителей-мужчин становится меньше ещё и потому, что падает престиж профессии. Около половины (47%) респондентов считают, что быть преподавателем сейчас крайне непопулярно.

«Достойная уважения профессия, но совсем не денежная!» – поделилась одна из респондентов, Анна.

«Как ни крути, это крайне неблагодарное дело сегодня», – уверен Матвей.

Около трети – 35% опрошенных, напротив, считают, что престиж профессии в последнее время только растёт.

«Учителя нужны всегда, а сейчас тем более, – поделился Виталий, – когда дети постоянно творят чёрт-те что на улицах, им особенно нужны авторитеты».

Причём чем старше опрошенные, тем выше они ценят труд учителей. 42% среди респондентов старше 45 лет считают профессию педагога престижной, и лишь 22% придерживаются того же мнения в категории до 35 лет.

Больше половины (53%) россиян считают, что за последние 10 лет социальный статус учителя в обществе понизился. Лишь 11% полагают, что он повысился, а 22% считают, что он остался прежним.

«Прежде авторитет учителя был непререкаем, он не подвергался сомнению, – объяснил Александр Прудник. – Учитель был настоящим наставником и лидером. Сейчас ситуация изменилась. Образование стало услугой».

Чаще учителей, судя по данным опроса, уважают люди старше 45. Причём «идеальный» возраст для преподавателя, по мнению опрошенных, немного меньше этой цифры.

Почти треть респондентов (36%) предпочитают, чтобы их детей учили преподаватели от 30 до 40 лет. Лишь 6% нижегородцев одобряют педагогов младше 30 лет. Столько же родителей предпочитают, чтобы учитель был старше 50 лет.

Чуть больше – 16% – считают оптимальным возрастом для педагога 40 – 50 лет.

Причём учителей в возрасте 30 – 40 лет чаще всего предпочитают мамы, а папы об этом в основном не задумываются.

Но главным для всех в учителях остаётся одно – это не их возраст или пол, а умение ладить с детьми.

Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что нижегородские первоклассники рассказали о своём любимом педагоге.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::