Нижегородцы жалуются на высокие цены на такси
Газета "Новое дело" №35 от 05.09.24
Подписка на газетуС 1 сентября в регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, вступили в силу новые правила для таксистов. Теперь водители не смогут выходить на линию без полиса ОСГОП – обязательного страхования гражданской ответственности. По мнению экспертов, это приведёт к тому, что многие таксисты «уйдут в тень» или уволятся, чтобы не платить внушительные штрафы за отсутствие документа. А значит, поездки на такси, которые в последнее время и без того серьёзно подорожали, могут и вовсе стать роскошью для нижегородцев.
Трудности перевоза
Тарифы на такси в последнее время нижегородцев и так не радовали. Переломным моментом стало начало спецоперации и введённые санкции: ушли западные автопроизводители, начались проблемы с поставкой автозапчастей, которые в итоге подорожали втрое. Плюс постоянно повышающийся в цене бензин. Автопарки были вынуждены компенсировать издержки за счёт повышения тарифов. В итоге стоимость минимальных поездок с 70 – 80 рублей выросла до 150 рублей.
«Если раньше поездка в пару остановок от улицы Ашхабадской до торгового центра «Небо» обходилась в 80 – 90 рублей, то теперь стоимость выросла до 150 – 200 руб-лей, в часы пик ценник может вырасти и до 350 рублей! – говорит жительница Советского района Алина Воронкина. – Прошлым летом мы вызывали такси до пляжа Гребного канала за 150 – 200 рублей, этим летом цена в 300 рублей нам казалась удачей».
Но теперь стоимость поездок может стать ещё выше. Так, директор по корпоративным отношениям крупнейшего перевозчика «Яндекс.Такси» Антон Петраков заявил, что к концу 2024 года цены могут вырасти на десятки процентов. Причина – в ужесточении миграционной политики и регулировании деятельности такси. Из‑за этого водители переходят в другие сферы с таким же заработком, но меньшим количеством требований и расходов. Только в одном «Яндекс.Такси» сегодня не хватает 130 тысяч водителей.
Ситуцию усугубит и вступивший в силу с 1 сентября закон, по которому для таксистов вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика – так называемый ОСГОП.
Сейчас пассажиры такси застрахованы только в рамках обычного ОСАГО, и суммы выплат там совсем другие – до 500 тысяч рублей в случае смерти пассажира. По новым же правилам, которые с 2013 года действуют для общественнного транспорта, в случае аварий пассажирам выплачивают крупные компенсации: в случае смерти или серьёзной травмы – до 2 миллионов рублей.
Обходиться новая страховка для таксистов будет от 1500 до 5,5 тысячи рублей в год. При её отсутствии разрешение на перевозку пассажиров могут приостановить или вовсе аннулировать.
«Вступление законопроекта в силу позволит улучшить финансовую защиту пассажиров такси, – уверены во Всероссийском союзе страховщиков. – Те полмиллиона, на которые сейчас может рассчитывать пострадавший в аварии пассажир, выплачиваются не всегда. Например, если он пострадал в ДТП со столкновением двух автомобилей и водитель такси в происшествии не виноват. Новый закон таких пассажиров должен защитить».
Тем более, уверяют специалисты, такси считается очень аварийным видом транспорта.
Заткнули за полис
Однако у новых требований есть и другая сторона. Ведь, как говорят эксперты, все эти новшества в конечном счёте будут оплачиваться из кармана пассажиров. Из-за новых требований с рынка может уйти треть водителей. В результате ровно на столько же поднимутся и цены за поездки. В этом случае стоимость минимальной поездки может вырасти сразу до 300 рублей, а средний чек – до 500 рублей.
Правда, в «Яндекс.Такси» к подобным прогнозам относятся скептически и заверяют, что цены на поездки резко не взлетят. По словам представителей компании, большинство частников работают не на личных авто, а арендуют их у таксопарков, у которых есть необходимые разрешения, и поэтому вряд ли у них возникнут проблемы со страховками.
«С 1 сентября у таксистов будет 60 дней, для того чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы (по закону таксисты смогут работать без ОСГОП до 31 октября), – рассказали в пресс-службе сервиса. – Поэтому резкого оттока водителей мы не ожидаем».
Как считают в компании, определённые сложности могут возникнуть у ИП и самозанятых, работающих на личных автомобилях. Однако таких меньшинство. В компаниях прорабатывают возможность, чтобы водители, занимающиеся частным извозом от случая к случаю, могли приобретать онлайн краткосрочные страховки, которые будут действовать только в дни выхода на линии.
Однако сможет ли это существенно сдержать растущие цены, сказать сложно.