Новая версия «Мастера и Маргариты» выходит на широкие экраны
Газета "Новое дело" №3 от 25.01.24
Подписка на газетуС завтрашнего дня на широкие экраны выходит новая версия «Мастера и Маргариты». С самого начала работа над бессмертным творением Булгакова была окутана налётом мистики – менялись продюсеры, режиссёр, даты премьеры, актёры и даже название фильма. В российском кинематографе это уже третья попытка экранизировать знаменитый роман. И все они давались их создателям нелегко.
Наследники по кривой
Изначально приступить к съёмкам планировалось ещё в марте 2020 года, а датой премьеры называли 1 января 2023 года. Тогда продюсерами проекта значились компании Universal Pictures и «Марс Медиа».
На роль Маргариты планировалось пригласить бывшую гражданскую жену Данилы Козловского Ольгу Куриленко, на Воланда – самого Гарри Олдмена.
Но тут грянула пандемия, отложившая начало работы почти на год. А потом началась СВО, и голливудские продюсеры от проекта отказались.
Следом выяснилось, что режиссёр «Экипажа» Николай Лебедев, который должен был снимать картину, из-за сместившихся графиков не сможет продолжить работу. Кресло режиссёра занял Михаил Локшин, прославившийся после «Серебряных коньков».
Действие фильма разворачивается в 30‑е годы прошлого века. Известный писатель на взлёте своей карьеры внезапно оказывается изгоем. Спектакль по его пьесе снимают с репертуара. Встреча с Маргаритой дарит ему не только любовь, но и вдохновение. Писатель берётся за новый роман, где в персонажах угадываются люди из его окружения. Постепенно вымысел и реальность сплетаются в одно целое.
Первоначальное название картины было «Воланд». Но в апреле 2023 года продюсеры передумали, и проект вернулся к истокам.
«Авторам удалось создать свой уникальный мир, который заслуживал оригинального названия. Поэтому родился «Воланд». После того как мы увидели монтаж, стало очевидно, что центральная линия – история любви Мастера и Маргариты», – объясняла продюсер «Амедиа Продакшн» Наталия Клибанова.
Однако, по некоторым сведениям, дело было в том, что наследники Булгакова не давали разрешения на экранизацию. Поэтому-то и пришлось менять сюжет фильма и как следствие – его название.
Но после того как разногласия с родственниками великого писателя удалось уладить, картине вернули оригинальное название.
Звёзды во тьме
Кстати, именно из-за разногласий с наследниками зритель долгое время не мог увидеть экранизацию Юрия Кары с Анастасией Вертинской в роли Маргариты и Валентином Гафтом в роли Воланда.
Картина собрала целое созвездие блестящих актёров.
На Маргариту пробовались такие красавицы отечественного кино, как Вера Сотникова, Ольга Кабо и Ирина Алфёрова.
«Блестяще пробовалась Елена Майорова. Но в Вертинской была, как Коровьев говорит, порода, кровь, и она, конечно, всех обошла», – рассказывал нам сам Юрий Кара.
На роль Мастера режиссёр приглашал Олега Янковского.
«Он отказался, потому что хотел играть Воланда. Но Гафт и внешне, и с его лёгкой иронией подходил сюда как нельзя лучше», – делился Юрий Кара.
В итоге Мастера сыграл Виктор Раков.
Николая Бурляева режиссёр сначала пригласил на роль Ивана Бездомного.
«А он пришёл ко мне, такой скромный человек, заикающийся, и сказал: «П‑п-попробуй меня на Иешуа. Л‑л-лучше меня не найдёшь». Я планировал на эту роль Бориса Плотникова. Но когда Николай пришёл на пробы, мы были все потрясены. Я понял, что эту роль легко сыграть, но для этого надо мыслить теми же категориями, что и Иешуа. И вот именно Бурляев смог воплотить дух, он поднялся над этим», – рассказывал Кара.
Коровьева сыграл Александр Филиппенко, Азазелло – Владимир Стеклов.
На Бегемота был утверждён Константин Райкин, но он внезапно отказался сниматься, и за три дня до съёмок группу выручил Виктор Павлов, который должен был первоначально играть Варенуху.
Сергею Гармашу досталась роль Бездомного, а Александре Захаровой – Геллы. Музыку к фильму написал Альфред Шнитке.
Но ещё во время работы над фильмом между режиссёром и продюсерами возникли конфликты. Юрия Кару даже отстранили от монтажа картины. А когда фильм был завершён, выяснилось, что показывать его нельзя.
«В 1994 году наша Госдума вдруг приняла закон, что авторское право распространяется на 50 лет. И тут же нашлись какие-то родственники третьей жены Булгакова Елены Сергеевны, хотя у него самого и у его родственников детей не было. И детей Елены Сергеевны он не усыновлял. Так что, конечно, права у них были достаточно призрачные. Но в 90‑е годы они у какого-то левого нотариуса оформили права на Булгакова и начали получать со всех изданий и постановок. И они не смогли договориться с моими продюсерами. Из-за этого фильм завис», – рассказывал Кара.
Картина увидела свет только в 2011 году.
«В данном случае вроде бы причины такие материальные, но, возможно, они возникли из-за мистики», – не исключает вмешательства тёмных сил Юрий Кара.
Смена состава
С немалыми сложностями столкнулся при работе над свои сериалом и Владимир Бортко.
В 2000 году он уже почти приступил к съёмкам. Но потомки Булгакова продали права на роман американцам. Потом посадили Владимира Гусинского, собиравшегося финансировать съёмки. Вновь взяться за роман Бортко смог только спустя четыре года. Но за это время предполагаемый актёрский состав серьёзно изменился.
Так, Олег Янковский, например, отказался играть Воланда.
«Он сказал, что нельзя играть Господа Бога и Чёрта. Как я ни убеждал его, что это не чёрт, а совершенно другое, он не соглашался. Ну не захотел и не захотел. Басилашвили сделал, я считаю, мягко говоря, не хуже», – делился с нами Владимир Бортко.
Олег Басилашвили же съёмок не испугался.
«Я очень доверял режиссёру, люблю Булгакова и играл я не Сатану, а просто чиновника», – объяснял нам Олег Валерианович.
Сергей Безруков, которого Бортко утвердил на Иешуа, тоже придерживался мнения, что он играл человека.
«Я играл Иешуа, а не Иисуса, – объяснял он нам. – Я играл наше представление о том, каким он был».
На роль Мастера Бортко изначально планировал Владимира Машкова. От такого выбора, по словам режиссёра, все вокруг просто в обморок падали.
«Но я работал с ним в фильме «Идиот». И я увидел его совсем другим. Он очень тонкая личность, неврастеничная. То, что нужно», – объяснял нам Владимир Бортко.
Однако Владимир Машков сниматься не смог, поскольку к этому времени уже был занят в Голливуде. И в образе главного героя предстал Александр Галибин.
Из-за плотной занятости в театре не смогла сниматься и Галина Тюнина, которую Бортко прочил на роль Маргариты.
После проб многих красивых актрис родного кино, среди которых были и Виктория Толстоганова с Ингеборгой Дапкунайте, режиссёр остановил свой выбор на Анне Ковальчук. Бортко счёл, что она очень похожа на жену Булгакова.
«На роль Стёпы Лиходеева я хотел Сергея Домогарова, но он отказался. Не захотел играть пьяницу», – сокрушался Бортко.
В дурную славу романа Владимир Бортко не верит и мистическим его не считает…
В новой экранизации главные роли сыграли Евгений Цыганов и его вторая жена Юлия Снигирь. Супружеская пара впервые снялась вместе.
На роль Воланда был приглашён известный немецкий актёр Аугуст Диль, сыгравший Дитера Хеллсторма в «Бесславных ублюдках».
Коровьева играет Юрий Колокольников, Азазелло – известный по сериалу «Почка» Алексей Розин. Роль Геллы досталась дочери Юлии Ауг Полине, а Ивана Бездомного – внуку Владимира Стеклова Даниле. Берлиоза сыграл Евгений Князев, Стёпу Лиходеева – Марат Башаров, барона Майгеля – Алексей Гуськов. В новой киноверсии засветились Леонид Ярмольник, Игорь Верник, Александр Яценко, Яна Сексте и другие.
Как публика примет новую картину и скажется ли мистика на её прокатной судьбе, покажут время и зрительские сборы.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что СТС возрождает популярный сериал «Молодёжка»