H
H e
S L n s
с
Двадцатый век начинается

О чём писала «Нижегородская правда» в 20‑е годы прошлого века

О чём писала «Нижегородская правда» в 20‑е годы прошлого века

Фото: nizhny800.ru/history

Благовещенская площадь, 1917 год

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

В честь юбилея «Нижегородской правды» стартовало путешествие во времени по страницам подшивок нашего бесценного архива. В одном из последних номеров мы начали говорить о событиях 1920‑х годов, сегодня – окончание материала об этом десятилетии. А впереди – ещё очень много интересного!

Объявили большие стройки

В Нижнем закладывают посёлки для рабочих – Володарского, Ленинский городок, Калинина, имени Рыкова. О начавшихся больших стройках жилья и других объектов много пишет «Нижегородская коммуна». 4 июня 1927 года газета рассказала о строительстве хлебозавода в Гордеевке, а уже 8‑го – о решении открыть стадион на 5000 зрителей за садом 1 Мая. Сообщалось, что «постройку стадиона предположено закончить в 1928 году».

Вскоре читатели узнали, что 14 августа между городком имени Ленина и садом 1 Мая «будет произведена закладка Дворца труда» со зрительным залом на 1500 человек, библиотекой, гимнастическим залом, комнатами для кружков. В честь 10‑й годовщины революции заложили Дворец труда в Сормове, который «явится новым рычагом культурного подъёма». Тогда же газета сообщила о решении строить постоянный мост через Оку: «На мощных каменных устоях перекинется он через реку и прочно соединит город с заречной его частью».

Одним из важнейших объектов для всей губернии стал Электрострой. А вот, к 10‑летию революции, ещё вести из Балахны: «В полутора верстах за тихим селом Кубинцевом выстроились аккуратными рядами новые, оригинального стиля рабочие домики», а «на обрывистом, теперь неузнаваемом берегу, выложенном плитками бутового камня, вся в лесах, высится громадная, ажурная из камня и железа постройка. Строится одна из самых крупных в СССР целлюлозно-бумажная фабрика». Также на берегу Волги «опять громадная стройка. Строится картонная фабрика Нижгубсовнархоза».

Пошли автобусы

Трамваи в Нижнем начали ходить ещё задолго до революции, а в 1927‑м появился новый транспорт. «4 августа из Москвы прибудут первые два автобуса (из четырёх заказанных заводу АМО) системы «Рено», 23‑местные, – сообщила газета в конце июля. – Все автобусы будут использованы для регулярного сообщения город – Мыза – ярмарка. Два другие автобуса будут получены в середине августа».

Были открыты постоянные маршруты от площади Советской (сейчас площадь Минина и Пожарского): № 1 кольцевой – проехав через улицы Свердлова, Краснофлотскую, автобус возвращался на центральную площадь, № 2 – в Молитовку, № 3 – в Сормово. Позднее открылась линия до Мызы.

К слову, автобусное движение поначалу не получило большого развития. Так, к 1939 году в городе работали три вокзала местного железнодорожного сообщения, был очень развит пригородный водный транспорт – действовали пять дебаркадеров, было 12 трамвайных маршрутов, а вот автобусы ходили только по трём. Зато сейчас – что бы мы делали без автобусов?

История, говорят, развивается по спирали. И это точно. В 1922 году «Нижегородская коммуна» даёт сводки по холере: такого-то числа заболевших столько-то, поступило в больницы, выздоровело… Ничего не напоминает? Через 100 лет то же будет по коронавирусу. А в ноябре 1927‑го газета критикует магазины: «сахар продаётся по голодной норме», «среди населения распространяются всевозможные слухи»! И успокаивает читателей: «перебои с сахаром носят временный характер», в пути «уже 47 вагонов сахарного песку и 5 вагонов рафинада». Знакомо, правда? Бывает же такое!

Создали Большой Нижний

Нижний Новгород (кстати, тогда название писали через дефис), Сормово и Канавино имели статус отдельных городов, но в 1928 году произошло событие, которое «Нижегородская коммуна» оценила как имеющее «громадное хозяйственное и историческое значение». «Президиум ВЦИК, – сообщила газета 12 января, – постановил города Нижний-Новгород, Сормово и Канавино объединить в один город с присвоением ему названия «Нижний-Новгород». В черту объединённого города включить селения Александровка, Дубёнки, Карповка, с выселками, территорию завода «Двигатель Революции», Горнушкино, территорию вновь строящихся горячих цехов Сормовского завода, территорию Нижегородской ярмарки и завод «Красное Сормово».

После объединения город стали называть большим Нижним. Газета писала о плюсах: «Население этих трёх городов уже доходит до 250 тысяч человек»! Сейчас цифра вызывает улыбку, а тогда это было много. И прирост шёл постоянно, мол, через 20 лет население дойдёт до 400 – 500 тысяч. Газета объясняла, что «строить предприятия, больницы, школы, клубы, бани» теперь надо так, чтобы Нижний «развивался как один город», причём «с достаточным количеством и размерами садов, парков». «Необходимо сейчас же, – призывала газета, – подумать о разработке мероприятий и изыскании средств для того, чтобы в ближайшие десятилетия большой Нижний превратился в образцовый пролетарский город нового советского образования и характера».

Заложен первый камень в фундамент будущего автозавода, 2 мая 1930 года
Заложен первый камень в фундамент будущего автозавода, 2 мая 1930 года
Фото: gazgroup.ru

Автозаводу – быть

В 1929 году решалось, где будет «место сборки автомашин из привозных заграничных частей» – в Нижнем или подмосковном Люблине. 4 июля 1929 года «Нижегородская коммуна» вышла с заголовком: «Настаиваем на сборке 12 000 автомашин в Нижнем-Новгороде», а на следующий день – «Пролетарии Канавина требуют отмены решения ВСНХ об организации сборки в Люблинских мастерских». Предлагалось «организовать сборку на заводе «Гудок Октября» в Канавине», чтобы «подготовить ядро квалифицированных рабочих для будущего Нижегородского автозавода».

Решение о строительстве автогиганта близ Нижнего Новгорода было принято несколькими месяцами ранее. Выбирали место. Газета сообщила, что «участок в районе Гнилиц признан неудобным», за Мызой – слишком затратным в плане земляных работ. Начали исследовать территорию в районе Федякова.

Тогда, в июле 1929‑го, до торжества закладки первого камня в фундамент автозавода оставалось меньше года. Как известно, выбрали в итоге место у деревни Монастырка.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::