О традициях русского чаепития расскажут в выставочном зале «Покровка, 8»
Газета "Нижегородская правда" №37 от 26.05.2021
Подписка на газетуПока на нижних этажах музея «Покровка, 8» бойко торгуют сувенирами к юбилею города и пьют кофе из фирменных стаканчиков, на верхнем этаже появилось настоящее чайное царство! Там отполированными боками сияют самовары. Примечательно, что все они – подарок музею от частного коллекционера!
Меценаты сегодня
Александр Егоршин, которого многие наши читатели знают как педагога строительного института, создателя и руководителя Нижегородского института менеджмента и бизнеса и автора трудов по экономике, собирал эту коллекцию более 20 лет. Началась она с трёх самоваров, привезённых коллекционером из родового села Гусево Сергачского района, а потом к ним присоединились почти 100 собратьев, сделанных не только в России, но и в разных странах. Сейчас стоимость коллекции оценивается в 2 миллиона рублей!
Здесь и классические знаменитые тульские дымовые самовары, и экзотические иностранные бульотки – самовары, которые нагреваются спиртовкой, выпущенные в Германии, Франции, Польше и Швеции. И их электрические собратья, которые были так популярны в СССР, в том числе и расписанные под хохлому в Горьком. Каждый из них – настоящее произведение искусства. «Банки», «рюмки», «вазы», «шары», «кастрюли», «дули», «пауки», «фонтаны» – каких только самоварных фасонов нет в этой коллекции!
Среди производителей такие известные имена, как «Алексей и Иван Баташевы», «Иванъ Гарлковъ и Барановъ», «Братья Пучковы», «Штамп», «Аленчиковъ и Зимнъ». Поражают самовары и размерами – от миниатюрных, но полностью рабочих самоварчиков объёмом едва ли на рюмку до огромного электрического самовара-банки на 45 литров с керамическим заварочным чайником, сделанного в 1986 году на Тульском машиностроительном заводе. И про каждый из этих самоваров коллекционер может рассказывать часами.
Возрождение
Многие их них попали к нему в неприглядном виде. Позеленевшие от времени, с вмятинами, без краников. А сегодня они словно только что вышли с завода. Их отреставрировали лучшие мастера самоварного дела, которые есть в Нижнем и в Городце. Только вот заводские клейма и медали – своеобразные дореволюционные знаки качества, которые присуждались товарам-победителям промышленных соревнований разного уровня, остались не у всех. Слишком уж яростно предыдущие владельцы надраивали самовары тёртым красным кирпичом, чтобы придать им блеск и сияние! Один из самоваров, грустно стоящий на полке, так и остался неотреставрированным. Без крышечки, покрытый патиной, он помогает понять на контрасте, какую гигантскую работу провели реставраторы над некоторыми его собратьями. И теперь эти обновлённые самовары стали символом возрождения меценатства.
– В нашем музее-заповеднике есть много именных коллекций. Коллекции Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Карелина. А сейчас будет ещё и коллекция Егоршина. И через 100 лет, когда Нижний Новгород будет праздновать 900-летие, наши потомки будут строить юбилейную выставку и возьмут что-то и из коллекции Егоршина, – рассказал директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов. – Мы получили в дар 97 самоваров и пару десятков сопутствующих предметов в великолепном состоянии, очень хорошо отреставрированных, и что самое главное – с описью, с историей, с легендой каждого предмета. Такое очень редко бывает!
Чтобы видели
И действительно, Александр Егоршин знает историю каждого экспоната. Он может с нежностью и любовью часами говорить о собранных им самоварах. Каждый он снабдил шильдиком, на котором есть все данные про год выпуска, завод или мастера, его сделавшего.
– Я подарил их музею для того, чтобы люди смотрели на них и изучали по ним историю. Кроме того, такая коллекция требует места. Когда я был ректором НИМБа, они стояли там в большом зале. Потом коллекцию пришлось перевезти в Семёнов. Но мне хотелось, чтобы её видели люди! Я много читаю о купечестве, и мне близок опыт нижегородских купцов – Сироткина, Бугрова и самого Козьмы Минина – казначея ополчения, которые многое сделали для своего города. Поэтому я и подарил свою коллекцию людям, музею, – признался Александр Егоршин.
Жемчужинами своей коллекции он называет баташевский самовар «Банка гладкая» 1893 года выпуска с 9 медалями над краном, трактирный самовар 1899 года с 12 медалями и «кастрюлю граную» 1890‑х годов. «Ваза-репка», «рюмка цаганская», «ваза-дуля», «шар-паук». Одни названия чего стоят! И увидеть всё это великолепие теперь может каждый посетитель музея.