Официанты в Нижнем Новгороде рассказали, почему ссорятся с поварами и какие клиенты их раздражают
Газета "Новое дело" №36 от 15.09.2022
Подписка на газетуОфицианты – работники, с которыми сталкивался каждый, приходя в кафе. Заказывая еду, мы не всегда понимаем, как же устроена жизнь тех, кто эту самую еду приносит. Нам удалось поговорить с Никитой Поляковым, который впервые устроился на подработку официантом, и Анной Арефьевой, которая с 18 лет работала в нескольких разных кафе. Они рассказали, что самое сложное в общении с гостями и почему повара часто ссорятся с официантами.
Встречают по одёжке
Собеседование на должность официанта, как правило, не самое сложное.
«Я работал в кафе «Библиотека» около месяца, – рассказал Никита. – Для того, чтобы тебя приняли на работу, необходимо заполнить анкету, и, в целом, этого достаточно».
Анна за несколько лет успела поработать в «Пастораме», «Летней терассе», «Куркуме» и других ресторанах города.
«Везде по-разному проходит собеседование, – вспоминает она. – В основном просто узнают, был ли опыт работы, и выясняют определённые навыки коммуникации с людьми. В основном это всё проходит в расслабленном режиме, не сильно придираются».
В общем, попасть на эту должность не сложно – многие начинают подрабатывать официантами уже с 16 лет. Но подход к набору сотрудников всегда зависит от уровня ресторана.
«В рестораны премиум-класса попасть очень сложно, там существует очередь, – рассказала Анна. – Конечно, там другой уровень работы, уровень клиента, уровень подачи блюд, но и уровень зарплаты и чаевых, соответственно, выше».
В первые дни новому сотруднику объясняют, что и как устроено внутри ресторана – показывают бар, меню, знакомят с другими официантами и поварами. Человек, впервые в своей жизни попавший на должность официанта, сначала будет проходить небольшую стажировку, чтобы всему научиться. Если же у нового сотрудника уже есть опыт работы в этой сфере, то он может выходить к гостям уже на второй день.
Зачастую официантам приходится работать по 12 часов в день с небольшим перерывом на обед. От них требуется всегда быть вежливыми, аккуратными, внимательными, уметь запоминать множество деталей.
«Основные требования – это дисциплина, умение проявлять инициативу и работать в команде, дружелюбие, – рассказала Анна. – И, конечно, так сказать, послушание. Это тоже часть дисциплины – когда ты являешься частью чего-то большего, а не живёшь как хочешь».
Подводные камни
Профессия официанта считается одной из самых непростых.
«Для меня самым трудным было выдерживать смены на весь день, а также соблюдать какие-то мелкие детали, про которые легко забыть – например, способ подачи блюд или приборов», – признался Никита.
Физическая выносливость тут требуется нешуточная.
«Ты постоянно на ногах. Зачастую я работала с девяти утра до двенадцати вечера, чтобы получать достойную зарплату, – рассказала Анна. – Это постоянная суета, особенно на бизнес-ланчах, бесконечное перебегание с одного места на другое, таскание блюд».
При этом раздача блюд – не единственная обязанность официанта.
«Есть дополнительные сферы работы на каждый день, – объяснила Анна. – Не просто, как обычно, обслуживать гостей, но ещё плюс, например, помыть столы в своей зоне или листья растений, окна. Это тоже входит в работу официанта. За распределение зон и работу всей этой огромной системы отвечает администратор».
Кроме физической усталости, накладывается и моральная – приходится всё время быть вежливым и милым, несмотря на стресс.
«Официант – это визитная карточка заведения, нужно всегда сохранять лицо, – рассказала Анна. – Ещё надо взаимодействовать с баром, а ведь в баре тоже работают люди, у которых такая же суета. Это ещё и взаимодействие с кухней – у них тоже свои проблемы, свои какие-то негативные моменты».
Работник зала является связующим звеном между кухней, баром и гостем – ему нужно налаживать контакт со всеми коллегами, посетителями и руководством, у которого тоже есть свои требования. При этом части этой цепи далеко не всегда бывают доброжелательны.
«Между официантами и поварами обычно не очень хорошие отношения, – рассказал Никита. – В основном поварам не составляет никакого труда накричать или отчитать официанта из-за пустяка».
«У меня были повара, мягко говоря, очень несдержанные в выражениях, – вспоминает Анна. – Которые считали, что они самые лучшие на планете Земля».
Хотя порой сотрудники кухни поддерживают коллег из зала, помогают и подсказывают, как правильно что-то сделать. Тем более, что, по сути, ходят по одному минному полю.
«В отношениях между официантами и поварами очень много недопонимания и системных ошибок, – объяснила Анна. – Например, официант забыл пробить суп без зелени или не передал это повару. Или повару передали, что нужно без зелени, но он всё равно положил зелень, потом другой официант это вынес. А у гостя аллергия или непереносимость зелени. И кто виноват в этой ситуации? Повар просто забыл, официант не проследил. Это может вылиться в не очень приятную ситуацию».
Необходимость постоянно всем угождать, конечно, изматывает.
«Нельзя сказать «да пошли вы», нужно постоянно быть вежливым, – призналась Анна. – Но на самом деле это хорошая прокачка умения общаться без конфликтов».
Самые раздражающие клиенты
1. Когда человек до последнего не может выбрать блюдо, изучает меню, при этом не отпускает официанта и без конца вслух рассуждает: «Ой, а может это? Ой, а я не знаю… Ой, нет, давайте другое».
2. Иногда гости приходят за 30 минут до закрытия и уходят очень поздно, а когда ты поторапливаешь их, они тебе хамят.
3. Когда гость постоянно поторапливает и не учитывает факторов, как работает система общепита. Ему все должны. Начинает угрожать, что сейчас уйдёт, и ты вынужден их уговаривать дождаться, упаковывать им всё с собой и т.д.
4. Гости, которые придираются к мелочам.
5. Клиенты, которые не благодарят. Это кажется мелочью, но на самом деле довольно важно.
6. Гости, которые не оставляют чаевых. Это правда злит, потому что ты должен всегда быть вежлив к гостям, улыбаться им, даже если у тебя очень плохой день или на тебя только что наорал шеф-повар. Плюс ты искренне заботишься о клиентах. И не получить за свои старания ни копейки – это очень обидно.
Новый взгляд
Но когда вливаешься в коллектив и появляется определённый опыт, работа начинает приносить удовольствие.
«Ты уже понимаешь, что не все так сложно, как кажется, – рассказала Анна. – Ты знаешь, как решать те или иные возникшие проблемы. И понимаешь, что можно от этого получать удовольствие».
По мнению Никиты, приятнее всего работать с пожилыми людьми и иностранцами. Они всегда вежливы, всегда отблагодарят и оставят неплохие чаевые.
Чаевые в одних кафе все делят между всеми официантами в конце смены, в других – каждый официант забирает только то, что заработал со своих столиков. Порой некоторые сотрудники объединяются в небольшие команды и делят заработанные чаевые между собой.
И Никита, и Анна признаются, что, приходя в кафе или ресторан, они теперь сами всегда стараются оставлять чаевые. По их словам, если человек знает, как всё устроено внутри кафе и насколько это сложная работа, он никогда не станет воспринимать официанта как просто обслуживающий персонал.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что на территории Нижегородской ярмарки появится ресторан с видом на Стрелку и Кремль.