Оптовые цены снизились, розничные — нет: когда подешевеет бензин на нижегородских заправках
Газета "Новое дело" №38 от 28.09.23
Подписка на газетуНа днях правительство страны ограничило экспорт бензина и дизеля. Таким образом чиновники планируют решить проблему роста цен на топливо, а также его дефицит, который внезапно обнаружился в нескольких регионах страны, в том числе и в Нижегородской области. Как это отразится на стоимости бензина? И снизятся ли ценники на нижегородских заправках?
Топливный сбой
Нижегородец Дмитрий Илескин уже не первый год заправляется на одной и той же АЗС на улице Ясной в Сормовском районе. Заливает в бак самый популярный АИ-92.
«Цены за последнее время растут как на дрожжах, – делится он. – Если ещё в начале августа литр стоил 46,50 рубля, в эти выходные я заправился уже за 49,64 рубля. Как цена могла за месяц-полтора вырасти сразу на три рубля – непонятно».
Житель Советского района Алексей Савельев работает в сфере перевозок. И заправляется дизелем на АЗС на улице Украинской.
«Что происходит с ценами – это в голове не укладывается, – жалуется он. – Летом я заправлялся там по цене чуть больше 50 рублей за литр, а пару недель назад увидел ценник в 79,90! Хотя в среднем по городу стоимость дизеля – в районе 60 рублей, если поездить, можно найти».
Особенно резкий скачок цен на нижегородских заправках, по словам водителей, был зафиксирован в последнюю неделю августа. Тогда представители компаний переписывали ценники едва ли не каждый день: на 30, 50 копеек, иногда сразу на рубль.
Чуть позже начались перебои с поставками бензина и дизельного топлива. Речь прежде всего идёт о небольших частных АЗС. Нижегородские водители, подъезжая к заправкам, натыкались на табличку «Бензина нет».
«После запрета на экспорт нам стало просто невыгодно держать заправку и торговать топливом, – в неформальной беседе рассказал нам управляющий одной из независимых сетей АЗС. – Оптовая цена превышает стоимость, по которой мы можем отпускать бензин и дизель в розницу».
По словам управляющего, им проще закрыться, чем работать в таких условиях.
Бензобакс
Ограничение на экспорт было на фоне резкого роста оптовых цен. В Минэнерго страны объяснили, что это позволяет пресечь серый экспорт топлива – когда компании покупают его на внутреннем рынке по внутрироссийским ценам, а затем продают за рубежом по более высоким. А заодно насытить внутренний рынок, увеличив предложение, что в идеале должно привести к дополнительному снижению цен. Сколько продлится запрет – власти не сообщили.
Сразу же после запрета оптовые цены на топливо действительно упали на 19 процентов. Миллионы водителей воспряли, ожидая снижения цен на заправках.
Однако чуда не произошло.
«К сожалению, внутренний рынок настроен так, что он может либо стоять, либо расти, – объяснил нам заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев. – Всё потому, что заправки не зависят от оптовых цен, они торгуют или в плюс, или в минус. И не могут снижать цены, поскольку закупочная стоимость выходит выше розничной».
По прогнозам эксперта, снизить цены на топливо могут некоторые независимые АЗС. На остальных же (а их большинство) ждать перемен не стоит.
«Цены в итоге выровняются и не превысят уровня инфляции. По итогам года она, по планам, составит 6 – 7 процентов», – считает Дмитрий Гусев.
В нижегородском министерстве энергетики и ЖКХ ведут постоянный мониторинг наличия топлива на заправочных станциях.
«Дефицита топлива на нефтебазах региона нет, – рассказали нам в ведомстве. – В связи с разницей цен на разных заправках фиксировались единичные случаи, когда топливо на заправке с меньшей стоимостью заканчивалось раньше подвоза новой партии, однако данный вопрос оперативно решался поставщиком топлива. Компаниям, обслуживающим заправки, указано на необходимость корректировки графика подвоза топлива в зависимости от спроса».
Стоимостью топлива на нижегородских заправках заинтересовались и антимонопольщики, которые начали проверку ценников.
«Специалисты проверят экономическую обоснованность стоимости мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз, а также другие составляющие, которые включаются в конечные цены для потребителей, в том числе аграриев, – сообщили в пресс-службе УФАС региона. – Будет проанализирована цепочка формирования ценообразования от закупки на нефтеперерабатывающем заводе до реализации потребителю».
В случае выявления нарушений, пообещали антимонопольщики, к представителям заправок будут приняты меры антимонопольного реагирования.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что происходит с ценами на бензин в Нижегородской области.