От смешного до великого: почему над фильмами Гайдая до сих пор хохочет вся страна
Газета "Новое дело" №4 от 02.02.23
Подписка на газетуГениальный комедиограф Леонид Гайдай в реальной жизни смеялся редко. Максимум, что можно было услышать от него в ответ на самую удачную шутку : «Угу, смешно». На съёмочной площадке он требовал стопроцентной дисциплины, конфликтовал с актёрами, а остроумные реплики распределял по фильмам с математической точностью. И в итоге этому серьёзному человеку удалось рассмешить всю страну! В чём же тут секрет?
Всё шуточки
Своё чувство юмора Леонид Гайдай унаследовал из семьи. Его отец работал на железной дороге, сначала в Сибири, потом в Иркутске, мама была домохозяйкой. Родители жили в мире и согласии, воспитывали троих детей и любили посмеяться.
В школе Гайдай гораздо активнее занимался самодеятельностью, чем учебой. Играл на балалайке, ездил с выступлениями от клуба железнодорожников, декламировал Маяковского и Зощенко, часами посиживал в кинотеатре, пересматривая фильмы Чарли Чаплина, которого считал своим кумиром.
Даже война не лишила его способности смотреть на мир с улыбкой. Наступление немцев грянуло как раз, когда он закончил школу. Как и все мальчишки, Лёня мечтал попасть на фронт. В феврале 1942-го Гайдая отправили в Монголию – объезжать для армии лошадей. Его длиннющие ноги буквально свисали с малорослых лошадок чуть ли не до земли. Позже эту смешную деталь Леонид Иович обыграл в «Кавказской пленнице», усадив своего героя Шурика верхом на ишака.
Еще один забавный эпизод тех времён попал потом в «Операцию «Ы».
По легенде, Леонид так хотел попасть на фронт, что якобы делал шаг из строя каждый раз, когда военком спрашивал, кто где хочет служить: «Кто в артиллерию?» – «Я!» – «В кавалерию?» – «Я!» – «Во флот?» – «Я!». «Да подождите, Гайдай, дайте огласить весь список».
В итоге будущий режиссёр, который хорошо знал немецкий, попал в разведку. Участвовал в опасных операциях, за что получал боевые награды. В 1943 году Гайдай подорвался на мине. Речь шла об ампутации ноги, но Леонид был категорически против — после войны он мечтал играть на сцене. «Безногих актёров не бывает!» — внушал молодой солдат врачам. И ногу спасли. Он вернулся домой в 1944-ом инвалидом второй группы, но даже люди из ближайшего окружения режиссёра не догадывались, какие боли ему порой приходилось испытывать.
Гайдай окончил школу-студию при Иркутском драматическом театре, начал участвовать в постановках, имел успех – о нём писали в местных газетах. Но Леониду этого было мало. На семейном совете решили отправить молодого парня учиться в Москву на режиссёра. Отец и старший брат, уже состоявшийся журналист, обещали материальную поддержку. Но она не понадобилась – яркий талант гения комедии в столице разглядели сразу.
Ломать комедию
На вступительных экзаменах во ВГИК Гайдай читал стихотворение про хорошую девочку Лиду – оно тоже потом вошло в «Операцию Ы». Учился он блестяще, получал сталинскую стипендию, был старостой курса.
Еще во время учёбы его заметил тогдашний глава «Мосфильма» Иван Пырьев, преподававший во ВГИКе. При его поддержке Гайдай снял свой первый фильм «Жених с того света». Он и представить не мог, какой будет реакция киношных чиновников: ленту разнесли в пух и прах, сократив её практически до короткометражки.
Леонид Иович так тяжело переживал удар, что у него открылась язва и начался туберкулёз. Но Пырьев отнесся к провалу любимца философски: «Сними что-нибудь патриотическо-революционное! И от тебя отстанут!», – посоветовал он.
Так появилась лента «Трижды воскресший». Рассказывать об этом фильме Гайдай не любил, но она позволила ему остаться в профессии.
Тем не менее, молодой режиссёр был настолько раздавлен, что вернулся в Иркутск. Вместе с ним поехала и жена Нина Гребешкова. Они познакомились еще во время учёбы во ВГИКе.
«Он пришёл после фронта – раненый, длинный, худой… Не могу сказать, что сразу в него влюбилась… Я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет. А мне было 17…», – вспоминала Гребешкова.
Их сблизила работа над совместным студенческим проектом, потом долгие прогулки по московским улица. А полгода спустя Гайдай то ли в шутку, то ли всерьёз сказал: «Что же это мы всё ходим и ходим… Давай поженимся!» – «Давай!».
Весь быт, воспитание их единственной дочери Оксаны легли на плечи Нины. Она была не просто женой, но и другом, поддержкой режиссёра.
Ей одной из первых Гайдай рассказал замысел смешной короткометражи, как три браконьера бегут от пса с динамитом в зубах. «Потрясающе!» – оценила Гребешкова. Пырьев дал добро на съёмки, и они вернулись в Москву. «Пёс Барбос и необыкновенный кросс» собрал рекордную для короткометражки кассу и получил Пальмовую ветвь в Каннах. Звезда гения комедии засияла с новой силой…
Бриллиантовый наш
Именно на съёмках «Пса Барбоса» сложилась знаменитая троица – Трус, Балбес, Бывалый. Трусом сразу назначили Вицина, на роль Бывалого Пырьев предложил Моргунова. А вот Балбесом должен был стать Сергей Филиппов, но его в момент съемки не оказалось в столице. Тогда Георгий Вицин предложил попробовать клоуна, которого приметил в цирке на Цветном бульваре.
Увидев Никулина, Гайдай утвердил его без проб: «Вас и гримировать не надо. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще…».
Сам Юрий Владимирович вспоминал об этой встрече, что рассчитывал встретить режиссера-весельчака – а кому еще снимать комедии? Но перед ним стоял абсолютно серьёзный человек. С Гайдаем они подружились на всю жизнь.
А вот с Моргуновым Леонид Иович в конце концов расстался. На съёмки «Кавказской пленницы» актёр пришел подвыпившим в компании поклонниц, и Гайдай пришёл в ярость. Съёмки заканчивал уже дублёр Моргунова.
«Кавказская пленница» стала последним фильмом про легендарную тройку. В прокате она заняла первое место, собрав в кинотеатрах рекордные 76 миллионов зрителей.
В Гайдае официально признали гения, дали ему трехкомнатную квартиру и простор для творчества. Впрочем, сценарий его следующей комедии «Бриллиантовая рука» так насторожил чиновников, что они приставили к съёмочной группе сотрудника КГБ. Тут тебе и заграница, и советские контрабандисты, и даже намёк на эротику. Но Леонид Иович придумал хитрый ход: в конце фильма он вмонтировал кадры ядерного взрыва. Комиссия потребовала их срочно вырезать, пропустив всё остальное…
Еще больше тревог вызвал замысел фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: начиная от ироничного изображения царя-тирана и заканчивая шуточками про современность. Все были уверены, что фильм ляжет на полку. Именно поэтому в нём отказался сниматься Юрий Никулин. Но «Иван Васильевич» произвёл настоящий фурор, снова установил рекорд в прокате и был растаскан на цитаты.
В то время как советские чиновники искали в фильмах Гайдая крамолу на СССР, постсоветские критики наоборот усмотрели в его картинах идеализацию социалистического быта. Леонид Иович снимал страну счастливых студентов, инженеров, простых работяг, которые наслаждаются жизнью, рыбачат, ходят в рестораны и могут даже отправиться за границу. Но наверное, именно это оптимистичное ощущение плюс возможность посмеяться над узнаваемой действительностью и обеспечила комедиям Гайдая такой феноменальный успех.
Увы, с распадом СССР этот успех пошёл на спад. Его последней удачной комедией называют фильм «Не может быть!», снятый в 1975 году.
В новой реальности великий комедиограф уже себя не нашёл. Ему предлагали возглавить какое-нибудь кинобъединение, но Леонид Иович наотрез отказывался: «Зачем я буду заниматься тем, чего не умею». В 1993 году 70-летний режиссёр подхватил воспаление лёгких и умер в больнице от оторвавшегося тромба на руках у Нины Гребешковой.
Нового триумфа своих фильмов ему увидеть не удалось. Сегодня, в год столетия режиссера, которое отмечается 30 января, его картины крутят везде – от центральных до кабельных каналов. Потому что без них нас представить уже невозможно.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как себя чувствует киноотрасль в России после ухода с рынка зарубежных брендов.