Патриарх русского хоккея: о легендарном тренере Александре Никишине рассказывают его воспитанники
Газета "Нижегородский спорт" №41 от 19.10.2022
Подписка на газетуВ этом году не только хоккейный клуб «Старт» празднует своё 90‑летие. 21 октября отмечается такая же дата со дня рождения Александра Павловича Никишина, воспитавшего целую плеяду известных мастеров. О заслуженном тренере РСФСР вспоминают его воспитанники.
Был вторым отцом
«В детстве мы все летом играли в футбол, а зимой в хоккей, – рассказывает заслуженный мастер спорта Алексей Дьяков. – На стадионе «Старт» Александр Павлович Никишин не только работал тренером по русскому хоккею, но и руководил футбольным отделением. Моей возрастной группы не оказалось, поэтому у Палыча я гонял большой мяч с ребятами на два года старше, 1959 года рождения.
Зимой мы, школьники, частенько собирались на стадионе, гоняли шайбу класс на класс. Однажды Никишин увидел меня с «неправильной» клюшкой и… сломал её пополам! Мол, если хочешь играть у меня в хоккей, то только с мячом. Помню, мне тогда было до слёз обидно, ведь я буквально выклянчил у родителей эту самую клюшку, марки «Лужники», за 3 рубля 80 копеек. В тот вечер даже боялся идти домой: что скажу маме с отцом? Только купили, и уже клюшки нет. Но этот случай, можно сказать, стал поворотным в моей карьере. Считаю Никишина своим вторым отцом, давшим мне путёвку в спортивную жизнь. Я стал привыкать к оранжевому мячу, при этом продолжал очень неплохо играть в футбол. Палыч даже говорил, что если в хоккее с мячом дело не пойдёт, то может отправить меня в школу московского «Торпедо», где у него, видимо, были связи. Но всё-таки мне суждено было остаться в родном Горьком.
Помимо всего прочего, мы ещё очень успешно играли в хоккей на траве, стали чемпионами СССР по юношам. Постоянно были в игре!
А ещё мой первый наставник был человеком со своеобразным юмором. Вспоминается, как однажды на установке, оглашая состав, в атакующей линии он не назвал мою фамилию. Удивлённо спрашиваю: «А как же я?» И в ответ получаю: «А ты между ними болтаешься!» – показывает на других ребят. Позже, конечно, Палыча мы понимали уже с полуслова».
Так как Никишин жил прямо у стадиона «Старт», то всё время с утра до ночи проводил там. Он не только тренировал детей, но и сам участвовал в заливке льда, точил коньки. А когда кто-то мешал занятиям на льду (в то время на «Старте» мог покататься любой желающий), Палыч просто выгонял этих людей со стадиона. Он был очень строгий, его все боялись! Мог и обругать, и, прошу прощения, по заднице шлёпнуть своего подопечного клюшкой, но при этом я ни разу в жизни не слышал от него ни одного матерного слова! Тренер интересовался у нас учёбой, иногда заставлял приносить школьные дневники. Некоторые ребята боялись показывать Никишину дневник из-за плохих отметок. Вдруг отчислит из команды? У меня же с учёбой проблем не было.
Забраковали в «Торпедо» – взяли в «Старт»
«К спорту меня влекло всю жизнь, – уверяет мастер спорта международного класса Сергей Кондрашов. – Играл и в настольный теннис, и в баскетбол, и в волейбол… Потом пошёл в секцию футбола на стадионе «Труд», зимой же играли в коробке в хоккей с шайбой. А сам я жил на Калининском, когда же приходил на стадион «Старт» в коньках «Экстра» и с шайбистской клюшкой, мой будущий тренер Александр Павлович Никишин гонял меня: «Давай иди в Сормово».
Подошло время, и меня пригласили в школу-интернат «Торпедо». Поехали с отцом, который мой рюкзак нёс. И как раз тренера Садовникова не оказалось, был Шапошников. Куда, говорит, тебе в хоккей? Размажут тебя, соплю, по борту. Я вышел, и так обидно было, что даже заплакал, поехал обратно на «Труд» и сдал форму. Александр Павлович, узнав об этом, пришёл ко мне домой и предложил попробовать себя в хоккее с мячом. На одном из турниров среди юношей, которые были старше меня года на три, мы заняли последнее место, но я забил три мяча и стал лучшим бомбардиром команды. Летом ещё продолжал играть в футбол в группе подготовки «Волги», но зимой всё стало получаться, и передо мной встал выбор: футбол или хоккей с мячом? Было мне тогда 16 лет, и я принял решение.
Палыч вообще был святым человеком, полностью отдавался своему делу. Иные нынешние тренеры сидят в своих кабинетах, ребятишкам только бросят мяч – играйте. А Никишин ходил по дворам, искал талантливых ребят. Где он взял Рычагова, Домненкова, Салеева, Тараканова? В Ленинском районе, на Станкозаводе! Да, у него было четыре класса образования, он не мог порой что-то доходчиво объяснить мальчишке, зато мог показать на личном примере. Когда наглядно что-то видишь, это большое дело.
Я благодарен судьбе, что на жизненном пути мне посчастливилось встретиться с таким преданным человеком, как Никишин. Преданным от и до.
Смешных случаев тоже хватало. Как-то раз мы с тренером пришли в гости к Саше Рычагову. У того – говорящий попугай. А Палыч-то институтов не кончал. Зашли на кухню, попугай начал: «Здравствуй, Саша! Саша – хороший, Саша – лучший! Саша, Саша, Саша…» Палыч зашёл за холодильник, потом с другой стороны: «Так, давай говори, куда магнитофон спрятал».
Тренер-многостаночник
«Об Александре Павловиче я могу сказать только самые хорошие слова, он настоящий патриарх русского хоккея! – убеждён мастер спорта Валерий Осипов. – По моему личному мнению, стоило бы стадиону «Старт» присвоить имя Никишина. Это было бы справедливо!
Мне посчастливилось застать Палыча ещё игроком. Он был шустрым на льду, обладал хорошей техникой. Естественно, мы, ребятишки, хотели быть похожими на своих кумиров. На матчах ждали, когда у хоккеистов сломаются клюшки, потом склеивали их, гоняли мяч и шайбу во дворах. А так как я жил рядом со стадионом «Старт», то мне, по большому счёту, не пришлось выбирать, чем заниматься. Палыч был настоящим фанатиком спорта, в одиночку долгое время тянул группы и по футболу, и по хоккею на траве, и по хоккею с мячом. И везде были успехи. Уникальная личность! Да, по темпераменту он был холериком, мог и наорать, но потом остывал и по- отечески объяснял: мол, так надо было сделать. Поэтому никаких обид не оставалось.
Наверное, символично, что Никишин родился в один год со «Стартом». Вот только вряд ли он радуется тому, что происходит с командой в последние годы. Да и все мы, ветераны, переживаем, что нет результатов, а на трибунах народу кот наплакал. Неужели руководство клуба всё это устраивает? Ну если не получается у вас – уступите место другим людям! Даже в кризисные времена, когда были серьёзные финансовые трудности, наш «Старт» здесь, в Нижнем, трудно было обыграть любому сопернику! А сейчас приезжает топ-клуб, и мы поднимаем лапки кверху. Сегодня по разным городам разбросаны наши воспитанники высокого класса, но мы почему-то не стремимся их возвращать. Вместо этого набираем людей из числа тех, кто где-то оказался не у дел. Разве можно рассчитывать на какой-то прогресс? Поэтому 90‑летие клуба, скажу честно, я встречаю с грустью и болью в сердце».
«В хоккей с мячом я пришёл где-то в 11 лет, до этого играл в хоккей с шайбой, – говорит мастер спорта Олег Хаванский. – У Александра Павловича тренировался буквально пару месяцев с ребятами постарше, а потом меня перевели по возрасту к Юрию Леонидовичу Катаеву. Но даже за столь короткий срок я ощутил, какая это величина – Никишин! Как он вкладывал душу в своё любимое дело! Да, он был достаточно взрывным по характеру, но в то же время быстро отходил и уже в спокойном тоне указывал на ошибки. Его требовательность приносила феноменальный результат. Сейчас, конечно, уже другое время, к современным детям нужен совсем иной подход.
В память об этом замечательном человеке был организован турнир, названный в его честь. Эти соревнования мы проводим уже больше четверти века. Приятно, что, несмотря на непростые для нашего вида спорта времена, каждую зиму к нам приезжают коллективы из соседних городов. И мы обязательно будем продолжать давнюю традицию!»