Педагог Нижегородской кадетской школы работает спасателем и учит детей покорять высоты
Газета "Нижегородская правда" №15 от 15.03.23
Подписка на газетуПокорять горные вершины и стены высотных зданий, спускаться в узкие и глубокие пещеры, работать спасателем МЧС – для педагога дополнительного образования Нижегородской кадетской школы Александра Плеснева нет ничего невозможного. Недавно Александру вручили знак отличия Российской Федерации «За наставничество».
Техника штурма для верхолазов
Учитель, горящий своим делом, всегда будет интересен своим ученикам. Тем более с такой биографией, как у Александра Плеснева. Александр отслужил в воздушно-десантных войсках, в 90‑х несколько лет служил по контракту в 670‑й отдельной роте специального назначения. Вот уже 20 с лишним лет педагог дополнительного образования по военно-прикладной подготовке Александр Плеснев преподает воспитанникам Нижегородской кадетской школы высотную подготовку, параллельно работая спасателем МЧС.
«У меня занимаются ребята с 7‑го класса, причём девочек приходит не меньше, чем мальчиков, – констатирует Александр. – Занимаемся не только на скалодроме, но и на самых разных локальных объектах – это здания, деревья, мосты, даже башни Нижегородского кремля. А ещё учу их технике штурма – это прикладной альпинизм для проникновения на объект, например, чтобы освободить заложников».
Его увлечение высотой началось в 1987 году, когда он пришёл в клуб «Десантник», чтобы подготовиться к армии. Александр очень благодарен своему наставнику, руководителю клуба, воину-интернационалисту, отслужившему в Афганистане, Андрею Александровичу Шалаеву, который впоследствии стал организатором военно-патриотического и кадетского направления в Нижегородской области.
Якоря и фифы
Альпинизмом Александр занимается давно. Вместе с сыном ездит на скальные маршруты в Крыму, на Кавказе, в Киргизии. Недавно вернулся из Пятигорска, в апреле собирается в Архыз. Владеет самыми сложными видами лазания на естественном рельефе, в том числе с применением искусственных точек опоры.
«Когда на отвесных скалах не за что зацепиться, лезешь с помощью вбиваемых в трещины на скале приспособлений, – поясняет Александр. – Ставишь или забиваешь в скалу элемент (их несколько видов – крюк, якорь, фифа), а твой напарник их снимает по мере подъёма. Находишь маленькие выемки, каверны, и вставляешь что-то типа скайхуков (специальное скальное снаряжение, предназначенное для создания искусственной точки опоры, – прим. авт.). На них с помощью карабина пристёгивается крюколесенка, на неё ставим крюконогу – снаряжение, крепящееся на ногах. Конечно, искусственные точки опоры могут сколоться, можно упасть, травмироваться. Альпинизм – это жёсткий вид спорта для сильных духом людей».
Александр владеет и спелеологией – искусством освоения пещер, в том числе подводных. Спускался на 300 – 400 метров вниз.
Не бояться трудностей
В одном из лыжных переходов, которые проводились в клубе «Десантник», Александр познакомился со спасателями и с тех пор много лет работает в МЧС.
График работы – сутки через четверо – позволяет три раза в неделю работать в кадетской школе.
«В нашем отряде спасателей стараемся, чтобы у каждого было по несколько специальностей: водолаза, крановщика, пиротехника-сапёра, водителя автомобиля и гусеничной техники, рулевого мотолодки», – говорит он.
Александр также ведёт занятия в центре подготовки спасателей по промышленному альпинизму – учит перемещаться на высоте монтажников – высотников, арбористов (специалистов по уходу за деревьями, – прим. авт.), рабочих по уборке снега с крыш. И занятия по высотной подготовке для бойцов спецподразделений СОБР, ГУФСИН, ФСБ.
За 20 с лишним лет работы в кадетской школе Александр выпустил огромное количество детей с высотной подготовкой. Его воспитанники становятся офицерами, спасателями МЧС. Кто-то служит в спецназе, в определённых структурах или нашёл себя в промышленном альпинизме. Кто-то работает преподавателем дополнительного образования. Но все они получили от своего наставника не только профессиональные навыки, но и умение не бояться трудностей, работать в команде, брать ответственность за каждый свой шаг.