Песня о «Соколе»: как нижегородский авиазавод повлиял на развитие региона
Газета "Деловая Газета НП" №100 от 21.12.2020
Подписка на газетуНовый пассажирский российский самолёт ИЛ‑114 300 совершил первый полёт. Эксперты называют это событие прорывом в отечественной авиации. Этого полёта представители отрасли ждали почти 30 лет. И к разработкам, к сегодняшнему успеху самым непосредственным образом причастен нижегородский авиазавод «Сокол». Его историю мы и начинаем разбирать в рамках нашей постоянной рубрики, основанной на публикациях в федеральных СМИ.
За семью печатями
В годы советской власти Горьковская область традиционно была закрытой, режимной, секретной территорией.
Причина этого понятна: со времён Великой Отечественной войны здесь развивались и успешно функционировали оборонные отрасли промышленности. Одним из таких предприятий был 21‑й завод, ныне завод «Сокол».
Новые времена, пришедшие с начала 1990‑х годов, кардинально изменили ситуацию, и «завод «Сокол», снабжавший армию самолётами МиГ‑29 и МиГ‑31, был государственным и абсолютно закрытым. Насчёт закрытости, собственно, и сейчас ничего не изменилось: на проходной завода вас встречает предупреждение о запрете проносить на территорию фотоаппараты, приёмники, магнитофоны и прочую потенциально шпионскую технику. Зато быть совладельцем ставшего акционерным обществом завода теперь может любой» (журнал «Коммерсантъ. Деньги», 19.07.1995).
В один МиГ
Первые статьи в федеральной прессе об этом заводе появились в 1993 году – в период перевода промышленности на мирные рельсы. В газете «Коммерсантъ» вышла статья о разработке нового грузопассажирского самолёта МиГ‑110 в качестве летающего рефрижератора: «Проект отличает чёткая ориентация на конкретного потребителя: на рынке местных перевозок, в особенности в районах с неразвитой инфраструктурой, самолёт будет более эффективным, чем автотранспорт… Он управляется экипажем из двух человек и может перевозить 5 тонн груза или 35 пассажиров».
Причина разработки связана с процессами конверсии в России и резко сократившимися военными заказами. В тот период с конверсией связывали большие надежды. «По оценкам специалистов фирмы, ёмкость только внутреннего рынка МиГ‑110 к концу десятилетия составит несколько сотен машин. Серийное производство самолёта будет налажено на авиастроительном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде» («Коммерсантъ», 05.03.1993).
К вопросу выпуска этого самолёта на авиазаводе «Сокол» возвращались в 1997 году, и тогда завод начал изготовление первого прототипа, но эта тема в федеральной прессе больше не освещалась.
Разговоры о конверсии не получили своего практического воплощения, и в 1994 году «нижегородская внешнеэкономическая компания «Волжская инновационная корпорация» получила статус регионального отделения государственного концерна «Росвооружение» и право экспорта комплектующих к военной технике, производимой оборонными предприятиями Нижегородской области.
Структуры, подобные АО «Волжская инновационная корпорация», были созданы и в других регионах России в связи с тем, что в стране набирало силу стремление восстановления своих позиций на мировом рынке оружия, а это возможно лишь при поддержке государственных структур.