«Пионерское» детство: в знаменитом нижегородском ансамбле танца рассказали, как увлечь ребёнка
Газета "Нижегородская правда" №35 от 19.05.2021
Подписка на газетуСегодняшний день, 19 мая, для многих, у кого в жизни был красный галстук, остаётся Днём пионерии. И в этот день в Нижнем Новгороде есть настоящий именинник – ансамбль танца «Пионерия». К тому же там отмечают юбилей – 35 лет. За эти годы через ансамбль прошли тысячи детей. Педагоги поделились с «Нижегородской правдой» секретами успеха и рассказали, чем отличаются современные дети от сверстников середины 1980‑х.
Лёлька-балетница
Создатель «Пионерии» Ольга Белова признаётся, что сначала от предложения набрать ребят в новый ансамбль решительно отказалась.
– Я работала педагогом в «Счастливом детстве», плюс у меня был ансамбль танца в школе. И вдруг в 1985 году поступает предложение от Дворца пионеров имени Чкалова – создать большой коллектив. Практически на пустом месте. Я сказала твёрдое «нет» и ушла, – с улыбкой вспоминает Ольга Николаевна. – Но из райкома партии, из горкома так стали давить, что пришлось согласиться…
Тем более что танец для Ольги Беловой к тому времени уже стал главным делом жизни. Хотя казалось, что полученные в детстве проблемы со здоровьем не позволят танцевать.
– В начале июня 1943 года немцы бомбили Горький. Дед под расписку забрал нас с мамой из роддома домой. И тут падает бомба. Наш дом в Ленинском районе частично рушится. Мама со мной, младенцем четырёх дней от роду, оказывается под завалами, – рассказывает Ольга Белова. –
Шесть часов, пока откапывали, она стояла со мной на руках в холодной воде. И для маминого, и для моего здоровья это не прошло бесследно. Но, видимо, танец и держит меня всю жизнь на плаву.
Ольга Николаевна рассказывает, что родители, работники кожевенно-обувного комбината, прекрасно пели, дома было много пластинок.
– Так что росла я в атмосфере творчества, – вспоминает наша героиня. – В 7 лет мама отвела меня во Дворец пионеров заниматься танцами. А там посоветовали отдать меня в балетную студию при оперном театре. И все меня стали звать Лёлькой-балетницей. Каждый год я ездила в летний лагерь, захватив с собой сшитую из марли балетную пачку. А там каждый раз мои концерты уже были расписаны: «Так, на открытии смены пляшет Лёлька».
В итоге хореография стала для Ольги Николаевны профессией. Сначала была работа в ансамбле «Счастливое детство». А потом началась эпоха «Пионерии»…
– Вхожу в зал хореографии Дворца пионеров имени Чкалова, – продолжает наша героиня. – Там четыре девочки и два мальчика. Октябрь, все коллективы уже закончили набор. А мне надо создать целый ансамбль. Сделали по радио объявление: «Дворец пионеров объявляет дополнительный набор…» Какой там дополнительный! В общем, брать пришлось практически всех подряд. Но я поставила цель: показать этих ребят на сцене. Дать уверенность и им, и их родителям. И себе. Подготовили три номера. И 17 мая 1986 года состоялось первое выступление, что и стало днём рождения «Пионерии». А концерт тогда прошёл на ура!..
Хореография через географию
С тех пор в ансамбле поставили уже больше сотни танцев – и народов Поволжья, и народов мира, и номера на основе нижегородского материала. «Пионерия» показывала их и на концертных площадках разных городов страны, и за границей. Итог – череда призовых мест на конкурсах и фестивалях разного уровня.
Подготовка каждого номера – целое историческое и краеведческое исследование.
– Вот, например, «Белгородские ходуны». Мы долго изучали тему, чтобы передать все нюансы традиций, движения, костюма, – рассказывает создательница «Пионерии». – Ходунами назывались самые смелые танцоры, которые выходили в круг и показывали себя. С номером, который у нас в результате получился, мы не раз брали призы.
К слову, с мальчиками в «Пионерии», как это нередко случается в танцевальных коллективах, проблем никогда не было. Их здесь даже больше, чем девчонок.
– Мы всегда стараемся усилить в хореографии роль парней, –- объясняет Ольга Николаевна.
И именно в мужские руки создательница ансамбля отдала руководство «Пионерией» – Александр Лезин был одним из тех самых двух мальчиков, которых наша героиня первыми увидела в зале хореографии в октябре 1985‑го.
– То, что танцы для девочек, а не для мальчиков – это абсолютно глупый стереотип, – говорит Александр Сергеевич. – Я танцую 38 лет. И это увлечение подарило мне не только профессию, но и богатейший кругозор, возможности для развития.
Специалисты говорят, что хореография развивает слуховую, зрительную, мышечную память, музыкальность, координацию.
– А ещё – делает человека более дисциплинированным, целеустремлённым, ответственным, потому что он отвечает не только за себя, но и за коллектив, – делится своими наблюдениями педагог Елена Любченко, которая в ансамбле также почти с самого его основания.
Елена Николаевна признаётся, что искала себя долго – в гимнастике, фигурном катании, театральной студии. И только к 8‑му классу остановилась на хореографии:
– Поняла: это – моё. И я счастлива – с профессией попала в «десятку». Служу «Пионерии»!
По законам зала
Многие юные участники ансамбля – дети тех, кто сам здесь занимался. А у молодого педагога Егора Танонова, например, такая история. В 6 лет привела за руку мама.
– Мне было всё равно, – делится Егор. – Танцы – значит, танцы. Только к 12 – 13 годам я почувствовал, что мне это интересно. Сначала стало интересно общаться здесь с ребятами, а потом я увлёкся и танцем. Да, надо мной из-за танцев смеялись мальчишки. Было тяжело. Но в итоге жизнь у тех, кто смеялся, складывается сейчас совсем не так интересно, как у меня. Спасибо маме, что все эти годы продолжала меня водить. Иначе всё в моей жизни было бы по-другому.
Егор учится в музыкальном училище имени Балакирева на хореографическом отделении, продолжает танцевать и уже занимается с детьми как педагог. Через месяц уходит в армию. А потом вернётся в ансамбль.
– «Пионерия» стала большой семьёй, где каждому рады, – улыбается Ольга Белова.
Педагоги говорят, что современные дети стали менее выносливыми: им некогда лазать по деревьям и не надо бежать за автобусом. В их жизни много развлечений и комфорта. И требуется приложить больше усилий, чтобы их увлечь, заинтересовать. Но когда они приходят на репетицию, жизнь идёт только по законам зала: ставится цель, её надо добиться. И это постепенно меняет ребят.
Прошлый год с ограничениями пандемии выбил из привычного ритма. Сейчас «Пионерия» возвращается к репетициям и концертам. И в ансамбле говорят: возвращается с радостью.