По долгу памяти: Сергей Горбачёв из Шахуньи восстанавливает судьбы солдат
Газета "Нижегородская правда" №58 от 04.10.23
Подписка на газету«Пропал без вести» – потомки многих солдат Великой Отечественной войны знают о своём защитнике только это. Такая же история была у жителя Шахуньи Сергея Горбачёва. Никто не мог сказать, что случилось с его дедом в ноябре 1941 года, после того как от него пришло последнее письмо. Внуку не давал покоя этот вопрос. И он эту тайну сумел раскрыть. А после этого стал восстанавливать и судьбы других солдат.
«Помни, дочка»
От деда у Сергея Горбачёва осталась одна фотография: Данил Романович сидит в окружении семьи. Рядом с ним двое старших детей – сын, дочь и жена с малышкой на руках. На обороте надпись: «Помни, дочка, папу, не забывай».
«Дед ушёл на фронт в августе 1941 года, – рассказывает Сергей Николаевич. – Моей маме было тогда два года. А младшего сына дедушка так и не увидел: он родился через несколько месяцев, в ноябре».
Семья тогда жила в Крыму, под Феодосией. Переехали туда незадолго до начала войны.
«Бабушка осталась одна с четырьмя детьми», – продолжает Сергей Горбачёв.
Как женщине удалось выжить самой, поднять детей, знала только она сама… Получив от мужа, старшего сержанта Данила Колбина, последнюю весточку, Елизавета Ильинична с ноября 1941 года ничего о нём не знала. Но верила: жив.
«После войны бабушка ждала деда, искала, – рассказывает наш собеседник. – Ещё два года семья жила в Крыму. Потом вернулись в Горьковскую область».
История с продолжением
О судьбе мужа Елизавета Ильинична так ничего и не узнала. Но эту тайну решил раскрыть внук солдата.
Сергей Николаевич стал искать сведения в интернете, в том числе через электронный банк данных «Мемориал». И выяснил, что Данил Романович попал в плен и погиб в немецком лагере в Дортмунде. Был похоронен 13 января 1945 года.
Самому Сергею Николаевичу побывать на могиле не удалось, но туда ездил его двоюродный брат. За всех родных отдал дань памяти солдату…
А Сергею Горбачёву, между тем, удалось найти информацию ещё о двух родственниках, числившихся пропавшими без вести. Выяснилось, что они также погибли в плену. И подобных сведений в обобщённом банке данных «Мемориал» наш герой обнаружил немало.
«Я для себя решил, что эта информация должна дойти до родственников солдат, – рассказывает Сергей Горбачёв. – Ведь каждого из них после войны искали, но так ничего и не смогли узнать. Долгие десятилетия документы об их нахождении в плену были недоступны родственникам. И только с созданием ОБД «Мемориал» появилась возможность устанавливать судьбы солдат».
Однако не все знают, как вести поиск, с чего начать. Эту работу и взял на себя житель Шахуньи.
«Мы все в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны, – говорит Сергей Николаевич. – Мой поиск – то, что я могу сделать. Те, чья жизнь оборвалась в плену, приняли такие страдания, мученически погибли… Мы должны помнить об этом».
Солдат вернулся…
На поиски уходит много времени. Нередко фамилии солдат в документах оказываются записанными неправильно, перепутаны буквы. Так, например, фамилия Картавый была указана так: Керетавый. Но терпение и труд помогли Сергею Горбачёву установить судьбы уже нескольких сотен человек из 10 районов Нижегородской области, а также из других регионов.
В персональных картах военнопленных есть сведения о них, фото. Но чтобы память о солдатах продолжала жить, нужно разыскать их потомков. Сергей Николаевич направляет сведения в районные газеты.
И потомки откликаются!
Удалось найти родственников около 200 солдат. Сергей Горбачёв получает от них трогательные письма. «Хочу вас поблагодарить за ваш благородный труд, за сообщение о нашем отце Денисове Василии Александровиче, – написала Вера Лебедева из села Чащиха Краснобаковского района. – Очень была взволнована, несколько дней плакала, едва успокоилась».
А вот отклик из округа Чкаловск от внука погибшего в плену солдата: «Огромное вам спасибо, что нашли нашего отца и деда Чашкина Александра Ивановича. Мы про него совсем ничего не знали. Знали только, что пропал без вести в смоленских лесах в 1941 году. Моя бабушка Фаина Константиновна всю жизнь ждала, что вот-вот вернётся её Сашенька, многое рассказывала о моём деде. Дожила до 82 лет и умерла вдовой, так и не узнав, где и как погиб её муж»…
Сергей Горбачёв признаётся, что каждый оконченный поиск для него – маленькая победа: когда установлена судьба солдата, он словно возвращается с войны.
Свой поиск житель Шахуньи продолжает.