H
H e
S L n s
с

По дороге жизни: как горьковчане спасали жителей блокадного Ленинграда

По дороге жизни: как горьковчане спасали жителей блокадного Ленинграда

Фото: gettyimages.com

Автомобильное движение по льду Ладожского озера открылось 22 ноября 1941 года

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

В эти ноябрьские дни отмечается особая для всей страны дата. Для многих она личная – для тех, кто пережил блокаду Ленинграда, и их потомков. 80 лет назад город, взятый врагом в кольцо, получил спасительную связь с Большой землёй по льду Ладожского озера. На газовских полуторках везли продукты, эвакуировали детей… В нижегородской организации «Жители блокадного Ленинграда» на сегодня 101 человек. Из них половина – эвакуированные в 1942 году по Дороге жизни.

«Было страшно…»

Дорога жизни может представляться просто как лёд, по которому идут грузовики с продуктами. На самом деле это был грандиозный и смелый замысел, не имевший аналогов. Использование льда как переправы, конечно, не было новшеством, но предполагалось пустить огромный поток гружёного транспорта, тем более что Ладожское озеро считалось сложным, капризным – замерзает в разное время, на многих участках остаются промоины.

Идею начали обсуждать ещё в сентябре, и в её осуществлении было задействовано огромное число самых разных людей, начиная от старожилов-рыбаков, которых расспрашивали об особенностях озера и заканчивая учёными-физиками. Уже 12 ноября, как только появился лёд на Ладожском озере, сотрудники Физико-технического института Академии наук СССР стали изучать покров, его возможности. Было понятно, что лёд ещё недостаточно прочный, но в Ленинграде нормы продовольствия были снижены уже до критических 250 граммов хлеба в день для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Жители умирали от голода…

19 ноября 1941 года был подписан приказ «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро», переименованной затем в Военно-автомобильную дорогу № 101. Через три дня, 22-го, в сторону посёлка Кобона вышла колонна из 60 грузовиков «ГАЗ-АА». На следующий день они вернулись в город с грузом ржаной муки. Ледовая Дорога жизни была открыта.

В комитете по делам архивов Нижегородской области рассказывают, что среди первых водителей были и призванные на фронт жители Горьковской области. Один из них, Фёдор Козлов, вспоминал: «Первым ехать было очень страшно. Лёд под колёсами машины выгибался как резиновый, останавливаться было запрещено. Двигались в шахматном порядке с интервалом 100 метров под непрерывным обстрелом вражеской артиллерии. Дверка машины была постоянно открыта или вообще снята, чтобы в случае провала под лёд можно было выпрыгнуть из машины». Не хватало горючего, инструментов, запчастей. Но при норме в два рейса шофёры ежедневно выполняли по три, а иногда и по четыре, доставляя продовольствие, боеприпасы, топливо, медикаменты. И всё это с ежедневным риском для жизни – под вражеским огнём, в пургу, а с наступлением весны – уже по тонкому льду, рассекая воду. Сколько водителей погибло – точной цифры нет…

За время блокады по Дороге жизни перевезли более миллиона тонн грузов, эвакуировали свыше 1,3 миллиона человек.

Ради спасения города

Движение по трассе шло круглосуточно. Она была под защитой зенитчиков, истребительной авиации. На контрольно-пропускных пунктах несли службу пограничники. Местность днём и ночью контролировали отряды боевого охранения.

Влияние ветра, скорость волны подо льдом, износ покрова, наиболее вероятные причины пролома – ленинградские физики всё рассчитали, вывели наиболее безопасные скорость, расстояние между машинами. Метеорологи анализировали ледовую обстановку, давали прогнозы. На трассе работали 350 регулировщиков, были развёрнуты несколько перевязочно-обогревательных пунктов, велась расчистка от снега. Работала специально созданная диспетчерская служба. В Нижнем Новгороде живёт радистка, которая была среди тех, кто обеспечивал работу спасительной трассы, – Любови Павловне Кузнецовой 97 лет…

Председателю организации Нижнего Новгорода «Жители блокадного Ленинграда» Наталье Курепиной в те дни было 11 лет. Сестра Эмма – на шесть лет моложе.

– Мама работала дворником, – вспоминает Наталья Юрьевна. – Она перешла на эту работу, чтобы больше времени быть с нами, с детьми. Мы помогали ей как могли. Держались друг за друга. И когда к нам однажды пришёл участковый и сказал, что детей из города эвакуируют, мама отказалась с нами расстаться. Она сказала, что нас отдадут в разные детдома, потом мы не найдём друг друга, а мама даже мысли такой не допускала…

Продукты, поступавшие по ледовой трассе, ежедневно спасали жизни ленинградцам. Только за первую блокадную зиму по льду Ладожского озера было доставлено более 360 тысяч тонн различных грузов.

Помощь от горьковчан

Продовольствие шло со всей страны. В феврале 1942 года в Горьком получили телеграмму от руководства Ленинграда с просьбой о помощи. Область тут же откликнулась. Колхозы направляли для ленинградцев муку, картофель, овощи. По данным комитета по делам архивов Нижегородской области, только на 30 марта 1942 года районы области выделили около 1200 тонн зерна, 14 тонн гороха, 140 тонн картофеля, 175 тонн мяса, 5 тонн масла и многое другое. И поставки продовольствия продолжались.

Тем временем шла эвакуация жителей Ленинграда. Только с января по апрель 1942 года в Горьковскую область прибыло почти 5000 человек. А в июле-августе 1942-го в Горький из Ленинграда и Ленинградской области доставили более 5,2 тысячи детей. Их отправили в 27 районов области, где для них организовали 42 детских дома. Колхозы каждый месяц выделяли им мясо, молоко, овощи, а также дрова. Для маленьких ленинградцев направляли одежду, обувь, постельное бельё.

В июне 1945-го юных ленинградцев стали отправлять в родной город. А Ленгорсовет попросил представить список горьковчан для награждения правительственными наградами за заботу об эвакуированных ленинградских детях. В списке было 127 человек, в том числе председатели колхозов, медики, директора детдомов – те, кто помог выжить, поправиться, вернуться к нормальной жизни юным ленинградцам, в том числе спасённым благодаря Дороге жизни.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::