По дороге жизни: как горьковчане спасали жителей блокадного Ленинграда
Газета "Нижегородская правда" №89 от 24.11.2021
Подписка на газетуВ эти ноябрьские дни отмечается особая для всей страны дата. Для многих она личная – для тех, кто пережил блокаду Ленинграда, и их потомков. 80 лет назад город, взятый врагом в кольцо, получил спасительную связь с Большой землёй по льду Ладожского озера. На газовских полуторках везли продукты, эвакуировали детей… В нижегородской организации «Жители блокадного Ленинграда» на сегодня 101 человек. Из них половина – эвакуированные в 1942 году по Дороге жизни.
«Было страшно…»
Дорога жизни может представляться просто как лёд, по которому идут грузовики с продуктами. На самом деле это был грандиозный и смелый замысел, не имевший аналогов. Использование льда как переправы, конечно, не было новшеством, но предполагалось пустить огромный поток гружёного транспорта, тем более что Ладожское озеро считалось сложным, капризным – замерзает в разное время, на многих участках остаются промоины.
Идею начали обсуждать ещё в сентябре, и в её осуществлении было задействовано огромное число самых разных людей, начиная от старожилов-рыбаков, которых расспрашивали об особенностях озера и заканчивая учёными-физиками. Уже 12 ноября, как только появился лёд на Ладожском озере, сотрудники Физико-технического института Академии наук СССР стали изучать покров, его возможности. Было понятно, что лёд ещё недостаточно прочный, но в Ленинграде нормы продовольствия были снижены уже до критических 250 граммов хлеба в день для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Жители умирали от голода…
19 ноября 1941 года был подписан приказ «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро», переименованной затем в Военно-автомобильную дорогу № 101. Через три дня, 22-го, в сторону посёлка Кобона вышла колонна из 60 грузовиков «ГАЗ-АА». На следующий день они вернулись в город с грузом ржаной муки. Ледовая Дорога жизни была открыта.
В комитете по делам архивов Нижегородской области рассказывают, что среди первых водителей были и призванные на фронт жители Горьковской области. Один из них, Фёдор Козлов, вспоминал: «Первым ехать было очень страшно. Лёд под колёсами машины выгибался как резиновый, останавливаться было запрещено. Двигались в шахматном порядке с интервалом 100 метров под непрерывным обстрелом вражеской артиллерии. Дверка машины была постоянно открыта или вообще снята, чтобы в случае провала под лёд можно было выпрыгнуть из машины». Не хватало горючего, инструментов, запчастей. Но при норме в два рейса шофёры ежедневно выполняли по три, а иногда и по четыре, доставляя продовольствие, боеприпасы, топливо, медикаменты. И всё это с ежедневным риском для жизни – под вражеским огнём, в пургу, а с наступлением весны – уже по тонкому льду, рассекая воду. Сколько водителей погибло – точной цифры нет…
Ради спасения города
Движение по трассе шло круглосуточно. Она была под защитой зенитчиков, истребительной авиации. На контрольно-пропускных пунктах несли службу пограничники. Местность днём и ночью контролировали отряды боевого охранения.
Влияние ветра, скорость волны подо льдом, износ покрова, наиболее вероятные причины пролома – ленинградские физики всё рассчитали, вывели наиболее безопасные скорость, расстояние между машинами. Метеорологи анализировали ледовую обстановку, давали прогнозы. На трассе работали 350 регулировщиков, были развёрнуты несколько перевязочно-обогревательных пунктов, велась расчистка от снега. Работала специально созданная диспетчерская служба. В Нижнем Новгороде живёт радистка, которая была среди тех, кто обеспечивал работу спасительной трассы, – Любови Павловне Кузнецовой 97 лет…
Председателю организации Нижнего Новгорода «Жители блокадного Ленинграда» Наталье Курепиной в те дни было 11 лет. Сестра Эмма – на шесть лет моложе.
– Мама работала дворником, – вспоминает Наталья Юрьевна. – Она перешла на эту работу, чтобы больше времени быть с нами, с детьми. Мы помогали ей как могли. Держались друг за друга. И когда к нам однажды пришёл участковый и сказал, что детей из города эвакуируют, мама отказалась с нами расстаться. Она сказала, что нас отдадут в разные детдома, потом мы не найдём друг друга, а мама даже мысли такой не допускала…
Продукты, поступавшие по ледовой трассе, ежедневно спасали жизни ленинградцам. Только за первую блокадную зиму по льду Ладожского озера было доставлено более 360 тысяч тонн различных грузов.
Помощь от горьковчан
Продовольствие шло со всей страны. В феврале 1942 года в Горьком получили телеграмму от руководства Ленинграда с просьбой о помощи. Область тут же откликнулась. Колхозы направляли для ленинградцев муку, картофель, овощи. По данным комитета по делам архивов Нижегородской области, только на 30 марта 1942 года районы области выделили около 1200 тонн зерна, 14 тонн гороха, 140 тонн картофеля, 175 тонн мяса, 5 тонн масла и многое другое. И поставки продовольствия продолжались.
Тем временем шла эвакуация жителей Ленинграда. Только с января по апрель 1942 года в Горьковскую область прибыло почти 5000 человек. А в июле-августе 1942-го в Горький из Ленинграда и Ленинградской области доставили более 5,2 тысячи детей. Их отправили в 27 районов области, где для них организовали 42 детских дома. Колхозы каждый месяц выделяли им мясо, молоко, овощи, а также дрова. Для маленьких ленинградцев направляли одежду, обувь, постельное бельё.
В июне 1945-го юных ленинградцев стали отправлять в родной город. А Ленгорсовет попросил представить список горьковчан для награждения правительственными наградами за заботу об эвакуированных ленинградских детях. В списке было 127 человек, в том числе председатели колхозов, медики, директора детдомов – те, кто помог выжить, поправиться, вернуться к нормальной жизни юным ленинградцам, в том числе спасённым благодаря Дороге жизни.