По правде говоря: можно ли обмануть «детектор лжи»?
Газета "Нижегородская правда" №79 от 20.10.2021
Подписка на газетуПолиграф, называемый попросту детектором лжи, сейчас плотно взят на вооружение в самых разных сферах. Его используют и при расследовании преступлений, и при приёме на работу или прояснении каких-то ситуаций в крупных компаниях, и в телешоу показывают. Мне иметь дело с полиграфом не приходилось. Как он работает, действительно ли помогает выводить на чистую воду тех, кто что-то скрывает, и можно ли его обмануть? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А ещё лучше – испытать самому. Именно за этим в канун Дня образования службы криминалистики, который отмечается 19 октября, мы отправились в Следственное управление СКР по региону.
Сила слова
Полиграф в Следственном комитете – это, конечно, не аттракцион. С его помощью и опасных преступников за решётку отправляли, и от невиновных отводили подозрение.
Полиграфолог Игорь Индисов, старший специалист отдела криминалистики, наслушался, конечно, всякого. Признаётся, что иной раз трудно сдерживать эмоции, когда подозреваемый спокойно, как ему кажется, упорствует: не знаю, не был, не видел. А обвиняют его в чём-то жутком. И полиграф показывает: он врёт.
Но собственные эмоции полиграфологу показать нельзя, а вот чужие «прочитать» необходимо. Чтобы человек не пытался угадать реакцию специалиста или просто не отвлекался, кресло, в которое его сажают на время исследования, поставлено спинкой к столу. Полиграфолога не видишь. Кресло это специальное. Под ножками круглые датчики тремора – фиксируют малейшие движения. Датчики надеваются также на тело, на пальцы – на указательный и безымянный левой руки и на средний – правой.
– На этих пальцах самая тонкая и чувствительная кожа подушечек, – объясняет Игорь Индисов. – Для левшей – наоборот.
Сижу с датчиками, перед глазами – осенний пейзаж за окном. Не волнуюсь. Пейзаж красивый. И интересно: что сейчас будет. Конечно, это всё как бы не по-настоящему. И всё же…
– На все вопросы отвечайте одно слово: «нет», – инструктирует полиграфолог.
Ну, вообще прекрасно: ничего сложного.
– Вас зовут Светлана?
– Нет.
– Вас зовут Наталья?
– Нет.
– Юлия?
– Нет.
И так далее. Отвечаю одинаково бодро. А волноваться мне вообще незачем. И что же?
– Вот, посмотрите, – приглашает Игорь Индисов.
На мониторе – полиграммы. Сердце, дыхание – ломаные линии отразили сразу шесть показателей. И в тот момент, когда полиграфолог назвал моё имя, а я ответила «нет», зубцы полиграмм скакнули выше, чем во всех остальных случаях. Вот так раз: я же точно знаю, что держала себя в руках! Но неправду «детектор лжи» вычислил.
Прятки с полиграфом
Игорь Индисов рассказывает, что люди, пытавшиеся обмануть полиграф, ему встречались.
– Бывает, начинают какие-то телодвижения делать, надеясь, что это создаст помехи, – рассказывает полиграфолог. – Или используют лекарственные препараты – думают, что это изменит реакции организма. Но распознать это можно. И исследование будет просто отложено. А несколько лет назад был такой случай: парень пожаловался на сотрудников ППС – избили. Полиграф показал: не обманывает. А вот двое из троих сотрудников, вину не признавая, попытались противодействовать исследованию: задерживали дыхание, думая, что так «не выдадут» себя. Но это им не помогло.
Исследование на полиграфе – дело добровольное. Заставить человека по закону нельзя. Но можно убедить, что ему самому это нужно.
– Когда человек отказывается, то это усиливает подозрения против него, – объясняет Игорь Индисов. – Но были и такие случаи: люди просто опасались исследования, с недоверием к нему относились. Приходилось переубеждать.
Исследование проходят и подозреваемые, и свидетели или потерпевшие – бывают разные ситуации. Например, когда пропадают дети, могут опрашивать родственников: не скрывают ли чего-то? Так было, например, в громкой истории с исчезновением 5‑летней Зарины, которую пять дней искали в лесу.
Что касается фигурантов, Игорь Индисов вспоминает случай: в Ленинском районе Нижнего Новгорода было совершено разбойное нападение на киоск. Продавщицу до смерти забили молотком. Подозреваемый в деле появился лишь через год. Но он всё отрицал.
– Я задавал разные вопросы, но те, что касались обстоятельств преступления, у него вызывали реакцию, – рассказывает полиграфолог. – Кто жертва – мужчина или женщина, какое орудие преступления – он же заявлял, что не знает, но по реакции я видел, что он что-то скрывает, и скорее всего, он сам и совершил нападение, о чём я и сообщил следователю. Подозреваемому сказали, что полиграф он не прошёл. И его не успели даже довести до машины, как он заявил, что хочет дать признательные показания.
Бывает, что до исследования даже не доходит – люди уже при виде полиграфа сознаются. В Арзамасском районе этим летом у дома обнаружили тело мужчины. Было понятно: его убили. После отработки разных версий подозрение пало на его бывшую жену. После развода они продолжали жить вместе. Пенсионерка всё отрицала, согласилась пройти тест на «детекторе лжи». Но едва приехал полиграфолог, призналась: забила бывшего мужа палкой, мол, устала – пил, деньги с неё тянул…
Вопрос уместен
Бывает, что подозрения есть, но реакций на полиграфе у человека нет. А дело может быть в том, что, совершая преступление, он был пьян, мало что помнит. Потому и спокоен. Но никто и не говорит, что одного только исследования на «детекторе лжи» достаточно, чтобы человеку предъявить обвинение или признать невиновным.
Следователь ставит вопросы, а уже задача полиграфолога так построить разговор, чтобы получить ответы, – разбить один вопрос на несколько, спросить об одном и том же разными словами. К слову, Игорь Индисов и сам раньше работал следователем.
– Исследование может длиться даже не один день, чтобы исключить ошибку, – объясняет специалист.
К слову, был такой необычный случай. К полиграфологу пришёл судья. Поступило дело с результатами исследования на полиграфе, и он решил лично посмотреть, что это за процедура, можно ли ей доверять. Беседа пошла просто о жизни, о работе. А потом полиграфолог сказал, какие ответы явно были с умолчаниями. Попал в точку. Судья заключил: доверять полиграфу можно.
Конечно, нужны и другие доказательства, но заключение полиграфолога позволяет следствию идти кратчайшим путем для установления истины.