Почему фильм «Баллада о солдате» обвиняли в том, что он позорит Советскую армию
Газета "Новое дело" №18 от 11.05.23
Подписка на газетуВ дни празднования Великой Победы на экранах по традиции показывают многие военные фильмы. Самыми пронзительными из них, конечно, являются те, что сняты советскими режиссёрами, которые не понаслышке знали, что такое война. И сегодня даже трудно представить, что некоторые из этих картин, составляющих гордость отечественного кинематографа, попросту не хотели выпускать. Так, например, фильм «Баллада о солдате» мог вообще не выйти на экраны. Его сценарий обвиняли в мелкотемье и очернительстве, а сам фильм – в подрыве авторитета Советской армии.
Военный призыв
По сюжету картины 19-летний солдат Алёша Скворцов, по его признанию, «с перепугу» подбивает несколько немецких танков. Вместо полагающегося ордена он просит дать ему отпуск – повидаться с мамой и починить ей крышу. По дороге в родное село Алёша встречается с разными людьми – кому-то помогает он, кто-то помогает ему. В этих встречах, по сути, отражается вся военная страна того времени.
В дороге же его накрывает первая в жизни любовь – к девушке Шуре, которую он берётся проводить до дома.
Домой Алёша успевает заскочить лишь на минутку. «Я вернусь, мама!» – обещает он на прощание. Но выполнить это обещание ему не суждено…
…Идея фильма родилась у двух бывших фронтовиков – киносценариста Валентина Ежова и режиссёра Григория Чухрая, ушедших на фронт со школьной скамьи.
Работали увлечённо. Оба были молодые, оба прошли войну, оба знали, что значит хоронить товарищей.
Им хотелось рассказать о своих сверстниках, отдавших жизнь за Родину, без громких фраз – просто, грустно и честно.
«Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди», – делился позже Чухрай.
Роль Алёши Скворцова изначально должен был играть главный красавец советского кино того времени Олег Стриженов, который уже снимался у Чухрая в фильме «Сорок первый», снискавшем многочисленные награды.
Правда, у Стриженова была слишком уж аристократическая внешность. Подправить её решили с помощью грима – подтянули нос, сделали его курносым.
На роль Шуры Чухрай утвердил Лилию Алешникову, прославившуюся после фильма «Взрослые дети», где они с Демьяненко играли молодожёнов.
Однако Стриженов, которому было тогда 30 лет, несмотря на все ухищрения гримёров, никак не тянул на 17-летнего наивного и пылкого мальчишку. И это ломало весь замысел картины. «Если мальчишка 17 лет говорит: хочу к маме, крышу починить, – это понятно, но если кобель в 23 года говорит эти слова – это не так симпатично», – переживал Чухрай.
Студент 2‑го курса ВГИКа Владимир Ивашов, с по-детски припухлыми губами, чью фотографию увидел Чухрай, подходил под нужный образ как нельзя лучше. Но в пару ему требовалась уже и актриса помоложе.
На студии новость о том, что Чухрай собрался менять актёров, вызвала настоящий скандал. Его упрекали в легкомыслии и говорили, что даже великий Эйзенштейн не позволял себе такого.
Но Чухрай был неумолим. Правда, новую актрису на роль Шуры найти оказалось нелегко. Известные кинотравести того времени – Людмила Крылова и Надежда Румянцева, которые проходили пробы, режиссёра не убеждали. Уже срывался план запуска фильма в производство, а подходящей кандидатуры всё не было.
Первокурсница школы-студии МХАТа Жанна Прохоренко пробовалась на небольшую роль в картине «Песня о Кольцове». Пробы она не прошла. Зато её фотопробы увидел Чухрай и после недолгих колебаний пригласил сниматься.
Конечно, брать двух начинающих актёров на обе главные роли было рискованно. Некоторые члены съёмочной группы из-за этого даже отказались работать над фильмом. Но в итоге Чухрай всё-таки решился на риск. И ни разу об этом не пожалел.
Ивашов с Прохоренко принесли с собой на экран неповторимое обаяние юности, которого не хватало их более опытным коллегам. И от этого их отношения получились такими пронзительно трогательными и наивными.
Изначально, по сценарию, Шура гибла под бомбёжкой на глазах Алексея. Но потом сценарист с режиссёром решили всё-таки сохранить ей жизнь. В результате вместо сцены гибели появилась не менее пронзительная сцена прощания Алёши и Шуры на вокзале.
За красивые ножки
Работа над фильмом шла очень трудно. Съёмки останавливались несколько раз. Руководство студии смущали многие сцены.
Например, по мнению цензоров, в фильме не стоило показывать неверную жену, не дождавшуюся мужа с фронта, – «советские жёны не могут изменять своим мужьям – это неправильно». Возмущение киночиновников вызвал и эпизод, где солдаты отдавали всё своё мыло в подарок жене бойца – «следовательно, они не будут мыться! Значит, наша армия нечистоплотная».
Чухрая возмущало, что люди, никогда не бывшие на фронте, учат его, фронтовика с четырьмя боевыми ранениями, как правильно говорить о войне. «Все мои светлые порывы – любовь к Родине, светлая память о тех, кто погиб, – оскорблялись и растаптывались во имя абстрактных премудростей и ярлыков», – с горечью вспоминал он.
Сама история любви Алёши и Шуры руководству студии казалась мелкой и незначительной. Недовольство вызывало то, что Алёша влюблялся в Шуру не потому, что она совершила подвиг (что было бы идеологически правильно), а просто так – «за красивые ножки и длинную косу».
Гибель Алёши Скворцова также вызывала возмущение цензоров – «такой пессимизм недопустим в наших фильмах о войне».
И, наконец, одной из главных претензий было то, что Чухрай снимает исторический фильм, в то время как Хрущёв в своей недавней работе об искусстве советовал снимать современные фильмы. Возмущённый Чухрай тогда бросил критикам: «У меня еще раны не зажили, а вы уже называете этот фильм несовременным!». За что был исключён из партии.
Сама картина была признана пессимистичной и позорящей Советскую армию.
Однако положить на полку фильм руководство «Мосфильма» так и не решилось. «Баллада» была пущена ограниченным прокатом по провинциям. Но это не помогло. Зритель принял картину на ура и валом повалил в кинозалы. В итоге «Баллада о солдате» собрала в прокате 30 миллионов зрителей.
В опросе, проводимом газетой «Известия» о самом лучшем фильме, лидировала как раз «Баллада». Заинтригованный главный редактор газеты «Известия» и зять Хрущёва Аджубей попросил показать ему картину. Фильм ему настолько понравился, что он тут же показал его своему сановному тестю. После чего Хрущёв распорядился послать «Балладу о солдате» в Канны.
Чухрай очень переживал, как примет респектабельная западная публика их фильм о войне. Но, к его удивлению, уже в самом начале картины, во время сцены с перевёрнутым танком раздались аплодисменты, потом смех, потом зал затих. Как вспоминал сам режиссёр, реакция зрителей в Каннах нисколько не отличалась от реакции где-нибудь в Рязани или в Тбилиси. Публика там же смеялась, там же затихала, там же плакала.
В итоге картина была награждена призом «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество» и начала своё триумфальное шествие по мировым экранам.
«Баллада о солдате» – самый титулованный советский фильм на международном уровне, получивший 101 премию.
Английский режиссёр Тони Ричардсон писал, что такие произведения, как «Баллада о солдате» – «это именно то, что я называю поэзией». Американская звезда Лайза Миннелли признавалась, что смотрела фильм пять раз подряд. Французский актёр Бурвиль уверял, что картина Чухрая – это лучшее, что он видел на экране.
…С тех пор прошло 64 года. Стёрлись из памяти имена строгих цензоров. А картина по-прежнему живёт. И зритель так же смеётся и плачет во время просмотра. И так же щемит сердце на последних кадрах, когда Алёша Скворцов, как и многие другие мальчишки той поры, уходит навстречу смерти ради жизни своей страны. И лучший памятник их подвигу трудно придумать.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказазл, как в Мариуполе проходят съёмки фильма о первых месяцах СВО.