Глеб Панфилов не смог жить без своей музы
Газета "Новое дело" №34 от 31.08.23
Подписка на газетуКогда-нибудь эта история любви, возможно, станет сюжетом для кино. 65 лет назад начинающий режиссёр Глеб Панфилов искал актрису на роль в своём дебютном фильме. А нашёл свою судьбу – Инну Чурикову, ставшую ему женой и верным другом. Вместе они прожили больше полувека. И без неё он просто не смог. Знаменитый режиссёр пережил свою музу всего на несколько месяцев…
Из химиков – в лирики
Путь в искусство Глеба Панфилова был необычным. Он родился в 1934 году в Магнитогорске, в далёкой от кино семье. Его мама была экономистом, папа – журналистом. Во время Великой Отечественной войны он редактировал фронтовую газету, а затем преподавал историю партии в Щукинском театральном училище. В свободное время занимался фотографией, приобщив сына к магии проявления фотоплёнки.
Сам Панфилов вспоминал, что в школе не особенно интересовался учёбой – его больше увлекали походы в кино и на балет. Но после получения аттестата он направился в Уральский политех, расположенный в Екатеринбурге (тогда Свердловске).
«В моём родном городе все очень уважали профессию инженера. В детстве мне тоже нравилось слово «инженер». Поэтому институт я окончил не по принуждению, а по желанию», – рассказывал Глеб Анатольевич.
Затем Панфилов устроился мастером на Свердловский завод металлоаппаратов, но быстро понял, что химичить – это не его. Начал продвигаться по комсомольской линии: через два года стал заведовать отделом пропаганды и агитации в Свердловском горкоме ВЛКСМ. Но классическим партийным чиновником Глеб Анатольевич не был. По его инициативе в Свердловске открылась любительская киностудия, где он с друзьями снял два фильма. Да так увлёкся, что решил посвятить кино свою жизнь.
Уволившись с завода, он устроился на телевидение и параллельно осваивал новую профессию. Вначале учился заочно на операторском факультете ВГИКа, но в Свердовске ему уже стало тесно, и он отправился в Москву, где отучился на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Фильм «В огне брода нет» был его дипломной работой, которая оказалась знаковой во всех отношениях…
Любимая Баба-яга
Глеба Панфилова любили за уникальную способность рассказывать просто о сложном и глубоком. С самого первого фильма. «В огне брода нет» – это история простой девушки Тани Тёткиной, санитарки госпитального поезда, открывшей в себе талант художника и мечтающей спасти мир. Панфилов долго и безуспешно искал актрису на главную роль. Здесь нужна была девушка не с канонической внешностью, а с яркой внутренней красотой. Свою героиню Панфилов видел настолько чётко, что даже нарисовал её на бумаге. А дальше случилось настоящее чудо.
Инна Чурикова в то время была мало кому известна, хотя за её плечами уже имелось несколько ролей в кино. Ещё студенткой Щукинского училища она снялась в фильмах «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Неуловимые мстители». Везде небольшие, но яркие эпизоды. Однако после учёбы Чурикову не взял ни один театр. С большим трудом ей удалось пробиться в Московский ТЮЗ. Правда, ей доставались в основном второстепенные роли Зайчика, Лисы или Бабы-яги.
Судьба свела их с Панфиловым случайно. По одной из версий, Ролан Быков, увидев рисунок главной героини для панфиловского фильма, сказал, что похожая девушка играет в ТЮЗе. По другой – Панфилов сам увидел Чурикову на экране телевизора и пригласил на пробы. Позже он признавался, что ещё во время телефонного разговора у него возникло чувство, что это будет та женщина, которую он полюбит на всю жизнь. Так в итоге и получилось.
«Помню как сейчас этот момент: захожу, сидит девушка, поворачивает голову – она! То самое лицо, из телевизора! Вот так мы встретились с Инночкой… Это был подарок небес», – рассказывал режиссёр.
Такие чувства испытала при встрече и Чурикова.
«Красивый, видный, всего на девять лет старше меня, а такой образованный, талантливый и своеобразный. Я смотрела на него и слушала с раскрытым ртом. И влюбилась в него сразу же и бесповоротно, хотя надеялась на взаимность ещё меньше, чем на получение главной роли в его фильме», – вспоминала Инна Михайловна.
В итоге она получила и главную роль в его жизни. Хотя на момент их встречи Панфилов уже был женат. Об этой истории он вспоминать не любил – известно лишь, что познакомились они в Екатеринбурге, где он учился. У пары родился сын Анатолий, но молодые быстро поняли, что у них слишком разные интересы.
С Чуриковой всё было по-другому. Они были не только влюблены, но и оказались творческими единомышленниками. Хотя развод, судя по всему, дался Глебу Анатольевичу непросто. «Это касается не только меня, но и моей первой жены. У нас с ней хорошие отношения. И у Инны – тоже. Мой старший сын подолгу жил с нами. Я дорожу этим», – как-то делился режиссёр.
После всех испытаний появился один из самых крепких союзов в истории мирового кино.
Вместе навсегда
Фильм «В огне брода нет» получил высокую оценку критиков, но показался настолько необычным, что его даже не выпустили в столичный прокат. Между тем на международном кинофестивале в Локарно Панфилову достался главный приз, а Чуриковой – награда за лучшую женскую роль.
Сценарий своего следующего фильма, «Начало», он писал уже конкретно под Инну Чурикову. Однако киношным чиновникам идея видеть её в роли Жанны Д‘Арк решительно не понравилась. Таких, как она, не рекомендовали приглашать в кино, «чтобы они своим внешним видом не клеветали на красоту советского человека». Но Глеб Анатольевич стоял на своём. Он даже переписал сценарий и сделал Инну провинциальной актрисой, которой предстояло исполнить роль национальной героини Франции.
После выхода «Начала» читатели журнала «Советский экран» выбрали 27-летнюю Чурикову лучшей актрисой 1970 года. На международном кинофестивале в Венеции она получила «Золотого льва», а Глеб Панфилов – «Серебряного льва».
По словам Инны Михайловны, Панфилов открыл и почувствовал её, помог поверить в себя.
Но если со стороны их союз с Чуриковой казался идеальным, то внутри первое время кипели страсти. Панфилов мог звонить Инне Михайловне в театр и молчать в трубку. Таким же выразительным молчанием она отвечала ему дома.
Ей всё время приходилось разрываться уже между театром, кино и семьёй – особенно когда на свет появился их с Панфиловым сын Иван. Но уйти в полноценный декрет у Инны Михайловны не было возможности – предложения сыпались одно за другим.
«Я уходила на репетицию, а в дверях стояли двое мужчин: один взрослый, другой – поменьше. Муж и ребёнок смотрели на меня, будто я шла на свидание с другими», – вспоминала Чурикова.
Хотя не было такой ссоры, после которой они не хотели бы мириться. Тем более что актрису и режиссёра сближало совместное творчество. Инна Чурикова снялась в фильмах Панфилова «Прошу слова», «Тема», «Васса» и «Мать», позволяя поднимать творческую планку на нереальную высоту. Бывший химик был отмечен призами почти на всех возможных международных кинофестивалях – Берлинском, Венецианском, Каннском.
Одна из его последних работ «Романовы. Венценосная семья» выдвигалась на «Оскар». К этому фильму Глеб Панфилов шёл всю жизнь. Ещё в детстве он случайно оказался в заброшенном доме Ипатьева, где Романовы провели последние дни своей жизни и приняли мученическую смерть. С тех пор образ императора не раз встречался в его творчестве. Съёмки фильма «Романовы» длились несколько лет. Инна Чурикова в этом проекте была соавтором сценария и озвучила главную героиню.
Свою творческую активность они не сбавляли до последнего. В феврале этого года Инна Михайловна попала в больницу, но планировала вернуться на сцену. Не случилось…
После потери Музы Глеб Панфилов как будто ушёл в себя. «Нет сил больше это выносить», – признался он журналистам. И действительно не смог. Всего через четыре месяца Глеб Анатольевич попал в больницу с инсультом. Спустя ещё три месяца случился второй.
Близкие признаются: было видно, что он уходит. И знали – зачем: чтобы снова быть с любимой женщиной. Теперь уже навсегда.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему Ирина Мирошниченко выбрала одиночество.