Почему страна популярных курортов никогда не будет настоящим другом России
Газета "Новое дело" №29 от 27.07.23
Подписка на газетуСнова ухудшились российско-турецкие отношения. В начале июля турки передали Украине нескольких главарей полка «Азов» (террористическая организация, запрещённая на территории России) – данный жест последовал сразу же после визита украинского президента Владимира Зеленского в Анкару. Напомню, что «азовцы» были пленены российской армией в Мариуполе. Потом – в рамках широкого обмена военнопленными при посредничестве Турции – их передали турецкой стороне, на чьей территории они и должны были находиться до завершения российско-украинского конфликта…
Поэтому сам факт их передачи Украине является грубым нарушением этого соглашения, настоящим демонстративным вызовом России. Мало того, в ходе визита Зеленского широко рекламировались новые договорённости Турции с Украиной, в том числе по поставке турецкой бронетехники и по строительству на территории Украины завода по производству боевых беспилотных летательных аппаратов «Байрактар»…
Конечно, можно возмущаться такой позицией «коварных турок», которые ещё вчера клялись в «дружбе» с Россией, однако надо всегда помнить несколько важных вещей. Прежде всего, с точки зрения глобальной истории мы с турками друзьями никогда не были. А периоды относительного мирного сосуществования были скорее исключением, чем правилом – пожалуй, ни с кем более Россия так долго не воевала, как с Турцией. И этой войне насчитывается уже не одно столетие – на полях сражений мы с ними сталкивались начиная с Ивана Грозного и заканчивая эпохой Первой мировой войны. То есть на протяжении целых 400 лет!
Под вечной пятой Запада
Кроме того, Турция, при всех нюансах своей внешней политики, всегда чётко ориентировалась на западный мир. А Запад, в свою очередь, традиционно использовал Турцию в своих антироссийских интригах. Так, в XVIII веке, когда шла битва России и Турции за Чёрное море, на стороне турок всегда неизменно выступала Франция. Французы же построили знаменитую крепость Измаил, запиравшую устье реки Дунай – это её потом брали солдаты Александра Васильевича Суворова и Михаила Илларионовича Кутузова. А позже к этой поддержке Турции подключилась и Британия, которая не желала укрепления России на Кавказе и на Балканах.
В середине XIX века дело дошло до открытой войны объединённой Европы против России, получившей название Крымской, или Восточной. Началось всё с откровенной провокации турок. По наущению Франции турецкий султан, владевший тогда Палестиной, передал ключи от Храма Рождества Христова (что находится в Вифлееме) Католической церкви, хотя традиционно эти ключи находились у православных. Царь Николай Первый потребовал от турок изменить решение. Однако они ответили наглым и вызывающим отказом.
Начались военные приготовления, русские успели подготовиться быстрее. Наши войска оккупировали часть турецких владений в Румынии и в Молдавии, начали успешное наступление на Кавказе, а у города Синоп полностью уничтожили турецкий флот. Это стало поводом для вступления в войну на стороне Турции уже объединённых сил Франции, Британии и ещё нескольких европейских стран – это противостояние стоило России большой крови и территориальных потерь…
Впрочем, сразу после Первой мировой войны у наших стран появился уникальный шанс наладить нормальные и даже дружественные отношения. Дело в том, что в России победили большевики, которых с тогдашней Турцией сближал общий противник – западные страны Антанты, пытавшиеся как можно больнее унизить турок за то, что те воевали на стороне проигравшей войну Германии. В России же Антанта, как известно, поддерживала противников большевиков – белую гвардию…
Лидер турецкого национального движения генерал Мустафа Кемаль Ататюрк начал вести вооружённую борьбу против английских интервентов. 26 апреля 1920 года Кемаль обратился к Советской России с просьбой оказать Турции помощь в её борьбе за независимость. В соответствии с этим обращением советское правительство первым в мире признало Великое национальное собрание Турции, положившее начало Турецкой республике, и установило с этой страной дружественные дипломатические отношения.
16 марта 1921 года был даже подписан договор о дружбе и братстве – Турция получила от Советской России помощь в размере 10 миллионов рублей золотом, а также свыше 33 тысяч винтовок, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия и 58 миллионов патронов. Именно благодаря этой поддержке Ататюрк сумел изгнать иностранных интервентов из Турции. А потом…
Потом турки – за обещанную западную финансовую помощь – быстренько свернули все отношения с Советским Союзом и даже заняли откровенно враждебную позицию (?!). В общем, всё вернулось на круги своя…
Крымский гамбит
В годы Великой Отечественной войны Турция вообще едва не выступила на стороне нацистской Германии. Лишь грозный окрик Сталина удержал турецких правителей от антисоветской военной авантюры. Тем не менее, во время холодной войны Турция заняла однозначно антисоветскую позицию и одной из первых вступила в блок НАТО, где находится и по сей день…
А ещё Турция после 2014 года не признаёт вхождение Крыма в состав России. И не потому, что любит Украину, а потому, что сама претендует на полуостров, считая его землёй родственных себе крымских татар – при слабой украинской власти Турции ими легче манипулировать. Во время последнего визита Зеленского Эрдоган прямо заявил: «Ещё одной причиной, по которой мы с уверенностью смотрим на будущее Украины, является то, что крымские татары рьяно ведут борьбу за свободу своей страны. Будущие мирные переговоры будут проходить на базе полной солидарности с Украиной».
Кстати, одной из причин такой позиции Турции является то обстоятельство, что крымско-татарская диаспора Турции играет большую роль в местной политике. Вот какую историческую справку приводит журналист-международник Елена Солнцева:
«Крымские татары образовали в Турции одну из самых многочисленных и влиятельных местных диаспор. Здесь проживают около 5,5 миллиона потомков эмигрировавших в Турцию в разное время крымских татар… Они в Турции живут довольно замкнуто и вступают в брак в основном с представителями своей же нации, что, впрочем, не мешает им активно участвовать в политической и экономической жизни страны».
Здесь особенно хочется остановиться на личности Ахмета Давутоглу, ближайшего сподвижника президента Эрдогана, многие годы возглавлявшего турецкий МИД и правительство. Именно этот потомственный крымский татарин является автором внешнеполитической доктрины, названной политикой неоосманизма. Согласно этой доктрине Турция должна стать доминирующей державой в тех странах, которые когда-то входили в состав Османской (Турецкой) империи. Большое значение здесь придаётся идеологии пантюркизма, то есть объединения тюркоязычных народов (включая и крымских татар) в некое общее пространство – разумеется, под эгидой Турции…
В ноябре 2021 года в Стамбуле на саммите «Организации тюркских государств» президент Реджеп Эрдоган даже сфотографировался на фоне карты сфер турецкого влияния, которую президент собрался сформировать в ближайшие годы. На карте этой легко заметить, что в состав «Великого Турана» включён не только Крым, но и Татарстан, Поволжье, Якутия и другие российские регионы. Словом, России тут есть от чего напрячься…
Сильны позиции крымско-татарской общины и в силовых ведомствах Турции, особенно в армии и в военной разведке. Именно турецкая разведка чаще всего использует приверженцев идеи пантюркизма для проведения своих акций за рубежом. Есть сведения, что с этой разведкой вот уже многие годы тесно сотрудничает так называемый Меджлис крымско-татарского народа (организация, признанная экстремистской)…
Только бизнес и ничего личного?
А теперь о том, почему очередное обострение отношений с Турцией произошло именно сегодня. Дело в том, что турецкая экономика по разным причинам находится в весьма плачевном состоянии. Как пишут специалисты:
«Эрдоган сегодня буквально цепляется за любую возможность улучшить экономику… Во-первых, стране требуются огромные инвестиции, чтобы восстанавливать и заново отстраивать города, пострадавшие от недавнего масштабного землетрясения, унёсшего жизни десятков тысяч человек. Во-вторых, неадекватная политика Центробанка Турции в последнее время привела к падению турецкой лиры, ставшей самой девальвируемой валютой в мире, – за последние десять лет турецкая лира обесценилась по отношению к доллару более чем в десять раз. Что, в свою очередь, сразу отразилось на внутренних ценах – так, рост цен на продукты питания в Турции за последние полгода составил более 50%».
Поначалу Эрдоган бросился за помощью к арабским странам. Однако у них самих на фоне мирового экономического кризиса ситуация со свободными деньгами тоже, мягко говоря, не очень. Из всех крупных арабских доноров частично помочь Турции взялся только Катар, да и то лишь потому, что хочет защитить свои ранее предоставленные Турции кредиты и инвестиции. Впрочем, новые кредиты, которые обещал эмир Катара, явно недостаточны для турецкой экономики. Тогда турецкий президент сунулся в Международный валютный фонд (МВФ).
Но МВФ – это организация, придерживающаяся жёсткой либерально-монетаристской политики, согласно которой кредит может быть предоставлен лишь на условии максимального сворачивания любых социальных программ и дотаций неимущим слоям населения. А на это Эрдоган пойти просто не может, потому что турки из бедных районов – основной его электорат, за счёт которого он с большим трудом выиграл последние президентские выборы…
Словом, главному турку больше ничего не оставалось делать, как пойти на поклон к США. Как пишет известный американский журналист-расследователь Сеймур Хёрш, президент США Джо Байден пообещал Эрдогану кредитную линию в размере 11 – 13 миллиардов долларов, но при этом выдвинул ряд условий. Это формирование прозападного правительства, безусловная поддержка вступления Швеции в НАТО и помощь Украине…
И Эрдоган был вынужден согласиться. Из прежнего состава правительства свои посты сохранили лишь министр здравоохранения и министр туризма. Остальные портфели получили люди, известные как сторонники сближения с Западом. Особенно внимание экспертов привлекло решение Эрдогана назначить главой Министерства финансов Мехмета Шимшека. «Этот министр прослыл специалистом, которому доверяют западные инвесторы», – пишут про него турецкие СМИ. Но если говорить проще, то речь идёт о настоящем воспитаннике и ставленнике западных финансовых структур, для которого интересы США стоят выше интересов Турции. Думаю, что соответственно будет выстроена и финансовая политика…
А ещё турки дали добро на вступление Швеции в НАТО, хотя ещё не так давно даже слышать об этом не хотели – по причине явно антимусульманской политики шведского руководства, а также поддержки со стороны Стокгольма различных курдских организаций, которых Турция считает сепаратистами и экстремистами. На фоне таких турецких кульбитов «дружественный» визит Зеленского в Анкару, устроенный лично Эрдоганом, с освобождением боевиков «Азова» уже не выглядит удивительным…
…Возникает закономерный вопрос: почему турки так и не могут выстроить с нашей страной пусть и не союзнические, а хотя бы предсказуемые, нейтрально-ровные отношения? Думается, что главная проблема заключается в их вековом страхе перед Россией – русофобия по причинам давнего военного противостояния с нашей страной у них, что называется, уже в крови, на генетическом уровне. Поэтому любая наша «дружба» с Турцией всегда является иллюзорной, ибо время рано или поздно расставляет всё по своим местам. И сегодняшние дни очередного российско-турецкого обострения только подтверждают эту истину…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему северный сосед России — Финляндия — захотела стать врагом.