Поговорим об искусстве? Кто такие арт-медиаторы и чем они занимаются
Зачем мы ходим в музеи? Для того, чтобы увидеть что-то новое и приобщиться к культуре? С этой задачей музеи успешно справляются многие десятилетия. Но мир меняется, и музеи меняются вместе с ним. И сейчас на первый план выходит не просто созерцание, а возможность пообщаться, поделиться впечатлениями от просмотра экспонатов. И в этом посетителю помогают арт-медиаторы.
Слово «медиатор» (посредник) пришло в искусство из юриспруденции. Но если в юридической практике медиатор помогает прийти к компромиссу двум спорящим сторонам, то задача музейного арт-медиатора — подружить посетителя с произведением искусства.
В чем отличие арт-медиатора от экскурсовода?
Экскурсовод скорее всего расскажет о биографии художника и ответит на вечно волнующий всех вопрос «что хотел сказать автор?». Арт-медиатор не будет давать готовые ответы. Наоборот, он сам задаст вопросы, обращаясь к опыту, воспоминаниям и чувствам участников беседы. Задача арт-медиатора показать, что в искусстве нет неправильных версий и нет единственно верного ответа.
В России арт-медиация активно развивается последние несколько лет. В нижегородском Арсенале, который несколько лет назад стал филиалом Пушкинского музея, арт-медиаторы впервые появились в 2017 году, тогда они работали в качестве волонтеров на нескольких выставках. После этого, время от времени арт-медиации проводили участники студенческого клуба HSE ART из Высшей школы экономики. В прошлом году в Арсенале начался новый виток развития арт-медиации.
Молодые волонтеры, участвуя в практических занятиях, стали друг для друга первыми слушателями. И это позволило попробовать и оценить новый для Арсенала формат арт-медиации. Если раньше было принято, что один арт-медиатор ведет группу посетителей от работы к работе через всю выставку, то теперь волонтеры готовят медиацию по одной-двум работам и сменяют друг друга, перемещаясь по выставке. Это позволяет создать более спокойную и поддерживающую обстановку и для самих медиаторов, и для остальных участников встречи.
«Когда нас – медиаторов – было трое во время встречи, это добавило некой легкости всему процессу. Каждая модерировала беседу в своей особой манере — это позволило понять, как по-разному, но одинаково эффективно и интересно можно выстроить общение. Кроме того, это отличный шанс взять на заметку удачные коммуникативные приемы или просто по-новому взглянуть на уже, казалось бы, знакомые работы», — рассказала Анастасия Косарева, впервые поработавшая медиатором еще в 2017 году.
«Быть посредником — это то, в чем я чувствую себя открытой, уверенной и даже полезной. Арт-медиация приглашает к диалогу, в котором мы обмениваемся мнениями, чувственное восприятие соединяется с интеллектуальным. Медиатор может предложить тропу, но скорее — задает вопрос: «Куда ты хочешь пойти?» — поделилась медиатор-новичок Дарья Жаворонкова.
Арт-медиация проводится и для инклюзивных групп. На встречах регулярно присутствует незрячий участник, для которого волонтеры и кураторы проекта перед обсуждением работы специально зачитывают ее тифлоописание.
Еще одна инклюзивная направленность – работа с группой людей с нарушением слуха, которые с помощью более опытных волонтеров сами учатся арт-медиации, чтобы проводить встречи на выставках для своих друзей.
В Инклюзивной школе волонтеров надеются, что арт-медиаторы помогут сформировать вокруг Арсенала сообщество людей, которым будет интересен музей и общение друг с другом.
Полина Спорышева