H
H e
S L n s
с
Точное попадание

Вадим Пономарёв: «Фактически мы начали снимать про спорт с нуля»

Вадим Пономарёв: «Фактически мы начали снимать про спорт с нуля»

Фото: www.kino-teatr.ru

Виктор Хориняк и Сергей Безруков сыграли боксёра и его тренера

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

На экраны вышел фильм «Мистер Нокаут», посвящённый легендарному советскому боксёру Валерию Попенченко. Режиссёр картины – Артём Михалков, главные роли играют звёзды – Виктор Хориняк и Сергей Безруков. Это далеко не первый фильм о героях советского спорта за последнее время – «Легенда № 17», «Движение вверх», «Стрельцов» и т.д. Почему истории про советских спортсменов вдруг оказались такой востребованной у отечественных кинематографистов? Сможет ли «Мистер Нокаут» приблизиться к успеху той же «Легенды» или зритель уже порядком устал от этой темы? Об этом и о многом другом мы поговорили с кинокритиком Вадимом Пономарёвым.

Пошли на рекорд

– Чем, на ваш взгляд, объясняется такой повышенный интерес отечественных кинематографистов к советскому спорту?

– Мне не кажется, что наше кино проявляет к спорту повышенный интерес, скорее оно вошло в норму после долгого дефицита. Фильмов и сериалов про полицейских, Великую Отечественную или вурдалаков гораздо больше. Проблема тут в том, что у нас нет прочной базы для съёмок спортивных фильмов – её не было и во времена СССР с единичными картинами, в 90‑е вообще про спорт ничего не снимали, только относительно недавно начали.

Фактически мы начали снимать про спорт с нуля. И тут сложилось два фактора – снимают их люди, которые пришли из клипмейкерства, и снимают явно по голливудским лекалам. Это даёт удивительный эффект, потому что все спортивные сцены сняты чрезвычайно эффектно и зрелищно, а сугубо драматические – блекло и малоубедительно. Но стоит прийти в фильм хорошим актёрам – фильм тут же выстреливает, как было с «Легендой № 17».

Боксом тогдашней курсант суворовского училища Валерий Попенченко заболел, посмотрев фильм «Первая перчатка». Правда, многие критиковали начинающего спортсмена за слабую технику.

В 1955 году, в 18-летнем возрасте, он завоевал звание чемпиона СССР, выступая против действующего чемпиона и безусловного лидера. В 1956‑м он потерпел сокрушительное поражение на первенство «Динамо», после чего решил покончить с боксом навсегда. Однако оставлять спорт не стал и занялся барьерным бегом. Там на стадионе его и заприметил тренер Григорий Кусикьянц. Он оживил страсть Валерия к боксу и убедил вернуться на ринг. Через три года Попенченко стал чемпионом СССР. Однако в сборную его не брали всё из-за того же – как считали некоторые специалисты, боксёр не владеет должной техникой и не способен достойно выступать на мировой арене. В 1963 году чемпионат Европы проходил в Москве, и у Попенченко появился шанс. Он нокаутировал бронзового призёра Олимпиады-1960 Йона Моню и автоматически попал на Олимпийские игры.

Кусикьянц, которого не включили в состав делегации, туристом добрался до Японии и поселился в прихожей номера, где жил Попенченко.

В Японии Валерий завоевал золото Олимпиады и кубок Вэла Баркера как самый техничный боксёр.

В 1965 году он выиграл чемпионат Европы в Берлине, а затем неожиданно для всех объявил о завершении спортивной карьеры. Сам он объяснял это тем, что в спорте добился всего, чего хотел.

Переехав в Москву, Попеченко стал преподавателем на кафедре физвоспитания МВТУ.

За свою карьеру на любительском ринге он провёл 213 боёв, победив в 200 из них. Сейчас во многих странах тренеры обучают методам Валерия Попенченко.

– Некоторые считают, что большинство этих фильмов отвечают в первую очередь пропагандистским задачам, а потому мало что представляют собой по части художественных достоинств. Согласны ли вы с этим утверждением?

– Да, отчасти согласен. Всплеск спортивных (и исторических) фильмов пришёлся на Мединского в качестве министра культуры. Он активно продвигал тему пропаганды любых успехов России в кино. Но почему же не гордиться Харламовым или Карповым? Они достойны байопиков. И хорошо, что государство даёт на это деньги и поддерживают крупнейшие телеканалы.

Но я совершенно не согласен с отсутствием художественных достоинств. У нас есть прекрасные операторы мирового уровня – Влад Опельянц, Ирек Хартович (поляк, но уже почти наш), Василий Григолюнас, Николай Богачёв и другие. Они делают великолепную картинку, ничем не уступающую лучшим мировым блокбастерам. Это факт. Но да, у нас есть болезненная проблема со сценаристами. У нас есть проблемы с актёрами, потому что после первой же удачной роли они начинают сниматься, как на конвейере, в сериалах без репетиций и не успевают актёрски вырасти, заматереть.

Когда после сериала Netflix «Ход королевы» появилась мода на фильмы про шахматы, у нас сняли прекрасный фильм «Чемпион мира» про Анатолия Карпова с блистательной актёрской работой Константина Хабенского и, увы, пустыми глазами модного и одарённого Ивана Янковского – о причинах я сказал выше.

Неплохо прошли на стримингах фильмы «Белый снег» про лыжницу Вяльбе, «На острие» про саблисток, «Один вдох» про фридайвинг, «Стрельцов» о футболе, «Крюк» и «Небесная команда» про хоккей, «Мастер» про ралли, «Последний аксель» про фигурное катание. Вышли даже фильмы про регби, сумо и женский футбол! В этом году мы ждём ещё полтора десятка фильмов о спорте. На фоне детективов и мистики – немного, но всё же.

Полный провал

– Какие из картин на эту тему можно считать безусловным провалом?

– Провалов очень много. Как правило, они из-за шаблонных сценариев и неумения показать спорт «красиво», что очень ценит зритель. Я был огорчён фильмом «Небесная команда» про трагически погибшую хоккейную команду ярославского «Локомотива» – ходульные безжизненные сцены, скверно отснятый хоккей. Эта трагедия достойна куда более честного и высокохудожественного фильма. Разочаровал фильм «Последний аксель» про фигурное катание с Еленой Подкаминской и самим Алексеем Ягудиным в главных ролях – Олимпиада в Пекине уже показала, что слёзы, драмы и красота есть даже в телетрансляции, а фильм должен быть ещё более сконцентрированным во всех этих аспектах, чего категорически не получилось.

– Самой успешной картиной на эту тему, безусловно, считается «Легенда № 17», которую люди пересматривают по нескольку раз. Секрет успеха фильма в том, что он был одним из первых? Или он действительно крепко сделан?

– Он действительно очень крепко сделан. Филигранно сняты все эти летящие шайбы и брызги льда от коньков. Но самое главное – выдержан жанр спортивной драмы, напряжение и в линии личной жизни, и в линии спортивной выдержано до самого конца. Фильм не разваливается, зритель следит за всеми линиями, напряжение нарастает.

Да, пришлось во многом пожертвовать исторической правдой, зритель не узнал, что в той серии победили всё-таки канадцы, а у Харламова была дальше великая карьера и громкая смерть. Но это фильм, тут так можно. Актёрские работы Данилы Козловского, Олега Меньшикова и Владимира Меньшова – в развитии, отлично отстроены. Этот фильм захватил ту аудиторию, которая и хоккей-то не смотрит. Всё совпало.

Я бы добавил к успешным сериалы «Крюк» про хоккей с очень убедительным Юрием Колокольниковым в главной роли и «Мастер» с Сергеем Шакуровым – про ралли знаменитой команды «КамАЗ-Мастер», сочетающий эффектные съёмки гонок в пустыне и какую-то задушевную интонацию в драматических сценах.

Из фильмов вспомнил бы доброго и человечного «Тренера» про футбол с Данилой Козловским (режиссура и сценарий его же) и, конечно же, «Выкрутасы» с Хабенским и Миллой Йовович, вышедший ещё в 2010 году и ставший первым кассовым фильмом о спорте в этом веке.

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о том, как прошёл предпремьерный показ «Чемпиона мира» в Нижнем Новгороде.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области :: Спортзалы в девяти сельских школах Нижегородской области обновят в 2024 году :: Новый ФАП начал работу в деревне Большой Терсень Уренского округа :: Дмитрий Чернышенко призвал регионы масштабировать проект «Уроки с путешествием»:: Более 175 тысяч туристов посетили Нижегородскую область в новогодние каникулы :: Ремонт Сосновской ЦРБ планируется завершить в 2025 году :: Прямая линия о возможностях платформы «Работа в России» пройдет 1 февраля :: Более 11 тысяч нижегородцев приняли участие в семинарах центра «Мой бизнес» :: Цифровую вселенную «НЕЙМАРК» представили в рамках выставки «Россия» в Москве :: Фестиваль «Снежная фантазия» прошел в благоустроенном парке в Первомайске :: В пяти библиотеках региона появятся точки концентрации талантов «Гений места» :: В Сосновском округе полностью обновили парк пассажирского транспорта :: 29 дворов благоустроят в 2024 году в Дзержинске :: Глеб Никитин представил экологические проекты региона на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ :: В Нижнем Новгороде приступили ко второй очереди ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» :: Нижегородская область вошла в топ‑5 федеральной программы поддержки МСП :: Названы самые популярные виды льготной ипотеки в Нижегородской области :: Нижегородская газораспределительная организация присоединилась к нацпроекту «Производительность труда» :: Почти 835 тысяч нижегородцев прошли диспансеризацию в 2023 году :: Почти 14 тысяч мест в школах появилось за 5 лет в Нижегородской области :: Более пяти тысяч км дорог отремонтировали в Нижегородской области за пять лет :: Рекреационную зону благоустроят в Автозаводском районе до середины лета :: Более 4 тысяч га лесного фонда Нижегородской области обследовано в 2023 году ::