Нижегородские поисковики нашли родственников двоих солдат-горьковчан
Газета "Нижегородская правда" №40 от 10.07.24
Подписка на газетуНеожиданные известия, которые иначе как чудом не назовёшь, получили родные двух солдат, не вернувшихся из боя в годы Великой Отечественной войны, – Митрофана Чекмарёва из Ковернинского района и Александра Кудачкина из Арзамасского. Останки защитников Родины подняли поисковики.
Последний бой
Точку в биографии защитника Родины из деревни Никитино Ковернинского района поставил подполковник полиции Дмитрий Шеронов. Он служит в Приволжском центре материально-технического обеспечения Росгвардии, а в свободное время участвует в раскопках на местах боёв в составе поискового отряда «Фронт». В пресс-службе Приволжского округа войск Национальной гвардии России рассказывают, что каждый свой отпуск Дмитрий Шеронов планирует на весну или на осень, чтобы поехать на очередную Вахту Памяти. На его счету уже более 20 найденных бойцов.
Митрофан Чекмарёв стал одним из них. Останки красноармейца со смертным медальоном удалось найти в Старорусском районе Новгородской области. Записка хорошо сохранилась. На простом листочке аккуратно написано: «Чекмарёв Митрофан Тимофеевич, год рождения 1914» и адрес: «Горьковская область, Ковернинский район, деревня Никитино».
По месту гибели и вещам Дмитрий составил примерную картину последнего подвига солдата.
«Здесь был немецкий укрепрайон, – рассказывает он. – Митрофан Чекмарёв преодолел вражеские минные поля и колючую проволоку, поднялся на край довоенной мелиорационной канавы и попал под миномётный огонь. При себе у него была винтовка Мосина с примкнутым штыком, говорящая о том, что красноармеец шёл в атаку. Были и другие вещи, например, финский нож. Учитывая, что на момент гибели ему было 29 лет, можно предположить, что он участвовал в советско-финской войне».
Родной защитник
В найденной записке была и загадка: на обороте указаны сведения, к кому обращаться в случае гибели. Имя жены зачёркнуто, а рядом приписаны данные отца Митрофана Чекмарёва.
Разгадку дали племянницы бойца, которых довольно быстро удалось найти: Галина Перепелицына из посёлка Лукино Балахнинского округа и нижегородка Елена Шестакова.
«Жена Митрофана Тимофеевича во время войны умерла, – рассказала нам Галина Сидоровна. – Детей у них не было».
По словам племянницы солдата, Митрофан рос в большой семье. На войну также ушли его братья Родион, Пётр, сестра Зинаида.
«Моя мама Прасковья Тимофеевна о братьях вспоминала, – продолжает Галина Перепелицына. – Мы знали только, что Родион и Митрофан погибли. И вдруг через столько лет такое известие»…
Галина Сидоровна признаётся: в то, что обнаружено место гибели её дяди, даже поверить не могла.
«Теперь он рядом, – с трудом сдерживает эмоции племянница защитника Родины. – Его со всеми воинскими почестями похоронили в родной земле, в деревне Шадрино, где покоятся родные. Нам есть куда приехать, поклониться ему за подвиг».
Личные вещи Митрофана Чекмарёва – записка из медальона, ложка, вилка и другие предметы – теперь у Галины Сидоровны. Эти предметы дороги сердцу.
Спасибо за подвиг
Вторая весть пришла из Износковского района Калужской области: московский военно-патриотический клуб «Прорыв» поднял останки бойца с медальоном, записку из которого удалось прочитать. Это был Александр Васильевич Кудачкин из деревни Озёрки Арзамасского района. Ему было 40 лет, когда он ушёл на фронт. С апреля 1942 года Александр Кудачкин числился пропавшим без вести…
Стали искать родных.
«Мы начали с деревни Озёрки, это километрах в шести от Арзамаса, – рассказал нам командир поискового отряда «Рассвет» Евгений Колосунин. – Там Кудачкиных уже не оказалось. Семью пропавшего бойца никто не помнит, разве что были жители с такой фамилией».
На местном кладбище нашли несколько надгробий Кудачкиных. Но где же искать потомков бойца? Член отряда «Рассвет» Михаил Марков основательно взялся за дело и нашёл сведения о дочери бойца. Потянув за эту ниточку, арзамасские поисковики вышли на его правнука.
«Я знал, что прадед погиб на войне, но прабабушка Мария ничего о нём не рассказывала, – поделился с нами Ален Александрович, житель Арзамаса. – Не слышал подробностей и от других родных. Фотографий прадеда не сохранилось. И вот теперь – такая новость»…
Правнук защитника Родины говорит, что хотел бы приехать и проводить Александра Васильевича в последний путь. Постоять, помолчать. И мысленно сказать спасибо за подвиг.