Показы спектакля «Горбачёв» в Нижнем Новгороде прошли с аншлагом
Газета "Нижегородская правда" №6 от 02.02.2022
Подписка на газетуПостановка Театра наций «Горбачёв» стала настоящей сенсацией в Москве. Спектакль режиссёра Алвиса Херманиса вызвал бурные обсуждения и был номинирован на премию «Золотая маска» сразу в пяти номинациях. Купить билеты на него в столице практически невозможно. Но теперь благодаря региональной программе «Золотой маски» его смогли посмотреть и нижегородские зрители. Оба показа в Нижнем прошли при аншлагах, и зрители долго не отпускали артистов, снова и снова вызывая их на сцену.
История с биографией
Несмотря на то, что спектакль рассказывает об одном из главных политиков современности, главное в нём вовсе не политика. Он посвящён истории любви, пронесённой сквозь время, и рассказывает биографии Михаила и Раисы Горбачёвых – с детства и до дня сегодняшнего. В спектакле, который идёт три часа, заняты всего два актёра – Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Они поразили нижегородских зрителей, многие из которых, посмотрев спектакль, открыли для себя Михаила Горбачёва с новой стороны – не как политика, а как человека, для которого любовь к жене – самое главное и самое сильное из всех чувств на свете.
Миронов и Хаматова не сразу предстают в образах Горбачёвых. Сначала на сцене – просторная артистическая гримёрка: полки с париками, вешалки с пиджаками и платьями, туалетные столики, увешанные архивными снимками Горбачёвых. Актёры садятся на табуретки и от самих себя быстро читают текст о последних днях жизни Раисы Горбачёвой и последних беседах супругов в клинике немецкого города Мюнстера.
Эта документальность и неизбежность близкой смерти вызывает в зале первые слёзы. А потом на глазах зрителей актёры словно примеряют образы героев, находя нужные интонации, манеры и в какой-то момент превращаются в юных Мишу и Раю.
И в печали, и в радости
На сцене проходит вся жизнь супругов, воссозданная по архивным документам и видео. Счастливые влюблённые, жених и невеста, молодые супруги и… пара накануне ухода одного из них из жизни. Артисты постоянно на сцене, лишь время от времени они переодеваются и меняют облик в соответствии с возрастом героев.
Это преображение на глазах всего зрительного зала завораживает. А диалоги радуют своей живостью и юмором. Блестящий дуэт так идеально перевоплощается в своих героев, что видишь на сцене реальных Горбачёвых и проживаешь с ними всю их жизнь. Только период с 1985 по 1991 годы, когда Горбачёв правил страной, став первым и единственным президентом СССР, удостоился лишь одной фразы: «Эти шесть лет прошли как один рабочий день». Авторы намеренно не показали это время, чтобы сосредоточиться на любви, а не на политике.
И вот перед нами старый и немощный Михаил Горбачёв, в одиночестве вспоминающий умершую жену и перебирающий её вещи, с которыми он не может расстаться. Это превращение Миронова в глубокого старика потрясает. И точно не оставляет равнодушным никого из зрителей, заставляя переосмыслить личность человека, олицетворяющего один из самых непростых периодов в истории страны.
«Это наш Горбачёв!»
О том, как и чем стали для артистов эти роли и сам спектакль, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова рассказали «Нижегородской правде». И это целая история, которая случилась не благодаря, а вопреки.
О главных героях
Евгений Миронов отметил, что не впервые работает над историческим персонажем, который ещё жив.
– Так было с Солженицыным, так было с космонавтом Алексеем Леоновым, так случилось и с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым. Сложность в работе заключалась в том, что существует огромное количество пародий на Горбачёва. И скатиться в такое подражание можно было очень легко. Поэтому идти нужно было от нуля: от самых истоков, от его детства, чтобы в логике его поступков искать характер – в детстве или когда он учился в университете. Вот из этого по кирпичикам и складывался наш Горбачёв – потому что это всё равно наш Горбачёв, придуманный Алвисом Херманисом и нами, артистами, – признался Евгений Миронов.
А Чулпан Хаматова рассказала, что для неё было сложным воссоздать образ Раисы Максимовны Горбачёвой, так как оказалось, что осталось не так много видеоматериалов и архивных документов, которые отражают историю её жизни.
– Раиса Горбачёва невероятно деликатно существовала в жизни по сравнению с теми возможностям, которые у неё были.
Даже книга «Я надеюсь…», которую она написала, тоже вся «спрятанная», потому что она боялась сказать в ней лишнее слово, боялась неосторожным воспоминанием навредить мужу. Там выверено каждое слово, это очень чувствуется.
Разглядеть сквозь эту защиту живого человека было непросто, но в какой-то момент из мелочей вдруг всё соединилось, и перед нами предстал очень ранимый и чуткий человек, – поделилась Хаматова.
О репетициях в пандемию
Работа над спектаклем пришлась на разгар пандемии. И режиссёр, и актёры репетировали в разных точках земного шара по зуму, искали материалы, документы, вычитывали их, выписывали нужные фрагменты, договаривались. Но репетировать вместе, чувствуя друг друга, они не могли. Премьера не раз сдвигалась. А режиссёр так и не смог приехать к актёрам из-за закрытых границ.
– Это было безумие, так не выпускают спектакль, никогда в жизни у нас такого опыта не было. В итоге я сказал, что мы закрываем проект. Но мы решили сделать несколько прогонов и на них почувствовали, что спектакль рождается! Это были роды. И было уже поздно отступать. Режиссёр увидел спектакль только тогда, когда мы гастролировали в Вильнюсе, – рассказал Евгений.
О политике как человеке
Он признался, что после погружения в историю семьи Горбачёвых его отношение к политику не изменилось. Но очень сильно дополнилось.
– Я уважаю его именно как человека. Мне близко его романтическое отношение к миру, а что касается их взаимоотношений с супругой, для меня это уже пример практически шекспировских отношений, где было всё – и страсть, и любовь, и нежность, и много чего ещё, – делится Миронов. – Как он сам говорил, у него в жизни было две любимых женщины – Раиса и очень интересная дама Политика. Но вторую он полюбил не по своей воле. Когда они с женой переехали в Ставрополь, он не смог работать по своей специальности – юриспруденции. И стал работать по комсомольской линии. А потом его так захлестнула жизнь, что выйти из политики он не смог. Хотя два раза пытался уходить в научную работу. При этом он сохранил веру в какую-то лучшую жизнь. Он верил, что мир можно изменить в каком-то конкретном месте – в Ставрополе. Потом он поехал в Москву и там понял, что это не изменить. Надо менять всю систему. И изменил.
О том, как Горбачёв посмотрел спектакль про себя
Михаил Горбачёв присутствовал на премьере спектакля. И он был для актёров главным критиком и мерилом правды.
– После спектакля он показал нам знак «отлично» из ложи. А потом, когда мы сидели и общались, он говорил очень хорошие слова и сказал, что Чулпан «убийственно похожа» на Раису. И вообще, понимаете, для него это было три часа встречи со своей женой, – рассказал Евгений Миронов.
А Чулпан Хаматова призналась, что эта оценка Горбачёва стала для неё самым большим комплиментом.
Основная часть фестивальной программы «Золотой маски» пройдёт в Нижнем Новгороде в мае. Зрители получат возможность увидеть спектакли «Пьяные» Андрея Могучего (БДТ им. Г. А. Товстоногова), «Школа жён» Миндаугаса Карбаускиса (Театр имени Маяковского) и «Дон Кихот» Йохана Кобборга (Театр балета имени Якобсона). Подробную афишу можно найти на сайте фестиваля.