Поколение предпринимателей: нижегородцам помогут развивать семейный бизнес
Как создать семейную бизнес-династию, в чём особенности ведения семейного бизнеса и с какими сложностями можно столкнуться, а если уже столкнулись – как решить? Ответы на эти и многие другие вопросы представители семейного предпринимательства или те, кто хочет ими стать, могут получить в Центре семейного бизнеса. Первый в России центр открылся в Нижнем Новгороде.
Как сыры в масле
Ещё несколько лет назад Андрей и Надежда Евсегнеевы жили в Нижнем Новгороде. Глава семейства занимался бизнесом, Надежда воспитывала дочек-погодок, а когда они подросли, работала парикмахером в салоне красоты.
Всё изменилось в 2013 году.
– В то время я занимался тем, что покупал и продавал имущество. В качестве актива был куплен молокозавод 90‑х годов постройки. Он был брошенный, – рассказал Андрей.
Но не просто брошенный, а в полном запустении. Несколько лет ушло, чтобы привести его в порядок. А Надежда тем временем осваивала искусство изготовления сыра.
– Начинала с адыгейского сыра, – рассказала она. – Потом перешла на полутвёрдые.
Варила дома, в обычной кастрюльке.
Затем семья переехала на пару лет в Володарский район, где Надя продолжила оттачивать мастерство. А теперь в полную мощь развернулась в деревне Понурово, на том самом молокозаводе. Евсегнеевы живут при производстве, в административном корпусе.
Жалеют ли о том, что переехали в деревню и что до ближайшего соседнего дома – километр пути? Нет. У Евсегнеевых семейный бизнес, они сами себе хозяева, живут на свежем воздухе.
– Хочется видеть, как растут дети, а не искать место для парковки, – говорит Андрей.
Дочерям Евсегнеевых 14 и 15 лет. Когда есть возможность, девочки активно помогают родителям в семейном деле. Старшая хочет поступать в сельхозакадемию, на ветеринара. Как знать, быть может, это начало большой бизнес-династии.
А развивать свой семейный бизнес дальше Евсегнеевым призван помочь первый в России Центр семейного бизнеса, который открылся в Торгово-промышленной палате Нижегородской области.
Поколения бизнеса
На открытие Центра съехались представители семейного бизнеса со всей страны – участники специального проекта «100 Семейных компаний под патронатом президента ТПП РФ».
Среди них Аниса Каверина – основатель и бессменный директор Тульской фармкомпании.
– Мой муж – профессор, человек-легенда, – говорит Аниса Каверина. – И когда 30 лет назад страна разваливалась, нужно было спасать разработки мужа, сохранить его научные достижения. Поэтому мы основали нашу компанию.
Сейчас в бизнес вовлечены и дочери Анисы Кавериной. А на открытие Центра семейного бизнеса приехал даже самый маленький член семьи – 9‑летний внук основательницы семейного бизнеса. Мальчик уже учится основам предпринимательства в школе при ТПП.
– Я буду заниматься наукой и бизнесом, – сказал он.
Дмитрий и Ирина Семянниковы занимаются производством экоподушек и валиков из натуральной деревянной стружки.
– Мы занимаемся бизнесом в Пермском крае уже пять лет, но поставляем нашу продукцию по всей стране, – рассказал Дмитрий.
Предприниматель считает, что открытие Центра семейного предпринимательства станет импульсом в развитии бизнеса, который создаётся не на годы, а на поколения.
– Семейный бизнес – это национальная идея, которую мы много лет ищем, – заявила вице-президент ТПП Российской Федерации Елена Дыбова.
Центр притяжения
Семейные предприятия составляют две трети и более предприятий во всём мире, обеспечивая от 70 до 90% годового глобального ВВП и от 50 до 80% занятости.
Согласно исследованию, проведённому ТПП РФ, 74% малого и среднего бизнеса России представляют семейные компании. Однако само понятие «семейный бизнес» в нашей стране никак не закреплено.
– Семейный бизнес – это компании, которые ориентированы на свою страну, которые развиваются из династии в династию, они планируют бизнес с долгосрочной перспективой, это не фирмы-однодневки, это люди, которые хотят передать бизнес своим детям, внукам, – отметил президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.
Из-за отсутствия юридического статуса семейное предпринимательство сталкивается с рядом сложностей. Решить их призваны Центры семейного бизнеса.
– Основная задача Центра семейного бизнеса – стать точкой притяжения для семейных предприятий по обмену опытом, контактами, идеями, – отметил генеральный директор ТПП Нижегородской области Иван Разуваев. – Сегодня без законодательного регулирования семейным предприятиям приходится довольно тяжело. Это связано с проверяющими органами, с правом наследования доли в бизнесе. Наша задача как ТПП помочь им в решении их проблем.
Идею защиты семейного бизнеса на законодательном уровне поддержал заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян. Он также выразил надежду, что открываемый Центр будет полезен для семейного предпринимательства.
Центры будут предоставлять семейным предприятиям целый комплекс услуг: консультационные, юридические, обучение, услуги по созданию и продвижению семейных брендов, наставничество и многие другие. Именно здесь представители семейного дела смогут получить ответы на вопросы о том, как создать семейную династию, сформировать и продвинуть фамильный бренд, передать бизнес по наследству, пройти обучение и повысить квалификацию.
Всего будет создано не менее десяти центров в регионах.