Полёт нормальный: как на нижегородском заводе «Сокол» возрождали отечественную авиацию
Газета "Деловая Газета НП" №12 от 22.02.2021
Подписка на газетуСегодня мы завершаем погружение в историю авиазавода «Сокол» через призму публикаций в федеральных СМИ. В начале второго десятилетия XXI века происходит возврат к идее возрождения отечественной малой авиации. В частности, активно началось развитие межрегионального авиасообщения в Приволжском федеральном округе. Это открыло новые перспективы и для нижегородского авиазавода.
Расправили крылья
Одним из главных вопросов для межрегиональных перевозок стал вопрос авиатранспорта.
«Рассматриваются два варианта: разработка собственных самолётов и создание СП с зарубежными производителями. Самара, Ульяновск, Оренбург и «при определённых условиях» Нижний Новгород готовы к созданию производства малых самолётов» («Коммерсантъ», 04.04.2013). Звучали мнения о том, что иностранные авиастроители ушли на несколько лет вперёд,
а отечественные производители пока не готовы к созданию нового самолёта. Иногда рассматривается возможность ремоторизировать Ан‑2 и в сжатые сроки решить эту проблему.
К 2015 году было принято решение в качестве межрегионального самолёта использовать советскую разработку Ил-114 – двухмоторный турбовинтовой самолёт для местных авиалиний. Самолёт был предназначен для замены самолётов семейства Ан-24, рассчитан на 64 пассажира, дальность полёта 1500 км.
«Правительство РФ определилось с площадкой для производства пассажирского турбовинтового самолёта Ил-114. Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, проект общей стоимостью 35 млрд рублей будет реализован на нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», входящем в Объединённую авиастроительную корпорацию. Мощности нижегородской площадки оцениваются в 18 самолётов в год, первый опытный образец должен появиться в 2019 году» («Коммерсантъ», 09.11.2015).
Операция «Кооперация»
Прорабатывался вариант, согласно которому «самарский завод «Авиакор» будет работать в кооперации с предприятием из Нижнего Новгорода и, возможно, собирать для Ил-114 ряд деталей» («Коммерсантъ», 14.11.2015). Если появятся государственные и коммерческие заказы на этот самолёт, то «Авиакор» будет подключаться к этому проекту.
Самарский «Авиакор – авиационный завод» входит в холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски. Он занимался выпуском самолёта Ан-140, но в начале августа 2015 года приостановил выпуск этого самолёта из-за непоставок с Украины. Поэтому завод готов работать над проектом по производству Ил-114 в кооперации с нижегородским «Соколом», назначенным головным сборщиком машины.
Поставками комплектующих рассчитывает заниматься также ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (ВАСО): «Завод намерен производить крылья и хвостовое оперение (киль, стабилизатор, мотогондолы) самолёта, сборка которого будет производиться на «Соколе» («Коммерсантъ», 03.08.2016). В ВАСО первоначально тоже не исключали возможности получить право сборки и в худшем для себя случае рассматривали поставку комплектующих.
Новое начало
Борьба за право сборки самолёта Ил-114 отличалась большим драматизмом, и НАЗ «Сокол» всё-таки лишился права финальной сборки Ил-114 – 300, которую передали на подмосковную площадку РСК МИГ в Луховицы. В связи с этим прорабатываются параметры и объёмы агрегатной сборки, на которую может претендовать НАЗ «Сокол».
«По данным корпорации, самолёт будет создаваться «в широкой производственной кооперации» при участии заводов ОАК в Нижнем Новгороде, Луховицах, Ульяновске, Воронеже на основе оптимальной схемы кооперации, с опорой на созданные в ОАК центры компетенций» («Коммерсантъ», 22.03.2017). Взамен «Сокол» получит часть государственного оборонного заказа с подмосковной площадки корпорации в Луховицах. Таким образом, предприятию пытаются компенсировать потери от передачи финальной сборки регионального самолёта ИЛ-114 в Луховицы.
В начале 2020 года на нижегородском «Соколе» началась сборка первого серийного самолёта Ил-114. Здесь «изготовят семь отсеков фюзеляжа пассажирского самолёта, затем их передадут для окончательной сборки. В проекте также участвуют заводы ВАСО и «Авиастар-СП» в Воронеже и Ульяновске. Финальной сборкой займутся на Луховицком авиационном заводе имени Воронина» («Коммерсантъ», 14.02.2020).
Сейчас Ил-114 – 300 проходит испытательные полёты.