H
H e
S L n s
с

Набрать высоту: как авиазавод «Сокол» продвигал гражданскую технику

Набрать высоту: как авиазавод «Сокол» продвигал гражданскую технику

Фото: предоставлено пресс-службой МО РФ

МиГ-29 оказался востребован на зарубежном рынке

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Мы продолжаем изучать историю нижегородской промышленности по публикациям в федеральных СМИ и вспоминаем, как развивался авиазавод «Сокол». Перестраиваясь с оборонзаказа, предприятие разработало целый ряд гражданской техники. Однако вывести эти самолёты на рынок оказалось не так-то просто.

Завод полон забот

Проект, связанный с самолётом «Гжель», порождал свои проблемы. Так, завод «Сокол» в феврале 1998 года получил из средств еврозайма $5 млн на создание самолёта «Гжель». Общий долг с учётом процентов составил $5,95 млн. «Авиазавод готов был передать области самолёт «Гжель», заводской пансионат, профилакторий и нефтехранилище. Однако такая схема не устроила областное правительство», и оно обратилось «в областной суд с требованием арестовать имущество и счета авиазавода «Сокол» («Коммерсантъ», 26.09.2003).

В этот же период «европейская корпорация Airbus, нижегородский завод «Сокол» и компания «Иркут» подписали в Москве трёхстороннее соглашение о производстве в России 300 комплектов элементов фюзеляжей аэробусов стоимостью $3 млн. Президент «Иркута» Алексей Фёдоров сообщил, что его компания будет производить механическую и химическую обработку компонентов, а его коллеги из Нижнего Новгорода – собирать элементы фюзеляжа. Затем комплектующие отправятся во французский город Мол, где на сборочном заводе Airbus они будут устанавливаться на семейство самолётов А320. Производство этих деталей в России выгоднее, чем в Европе, из-за невысокой стоимости рабочей силы и наличия очень редких станков» («Коммерсантъ», 23.12.2003).

Документ был подписан несмотря на определённые сомнения, связанные с наличием у завода «Сокол» долга, который мог привести к банкротству предприятия, но именно контракт с Airbus мог позволить рассчитаться с долгами.

Очевидно, что арест имущества завода и возможность его банкротства не устраивали областное нижегородское руководство, и в начале 2004 года «Судебный конфликт авиационного завода «Сокол» с министерством финансов Нижегородской области был исчерпан, стороны заключили мировое соглашение» («Коммерсантъ», 22.01.2004).

Была осуществлена реструктуризация долга, и эта сумма зафиксирована в размере $5 млн, процентная ставка изменена в сторону понижения, а окончательный срок выплат долга перенесён на декабрь 2006-го.

В мировом масштабе

Тем временем на Нижегородской ярмарке открылся II Российский салон малой авиации (РОСМА), где в течение четырёх дней демонстрировались все существующие в России типы летательных аппаратов гражданской сверхмалой, малой и бизнес-авиации, а также средства управления воздушным движением и обеспечения безопасности. «Мероприятие привлекло полсотни участников из 11 регионов России и Украины, которые представили на ярмарке около 30 образцов разных летательных аппаратов малой авиации» («Коммерсантъ», 20.08.2004).

Поиски в области производства гражданской продукции сопровождались сохранением некоторых элементов былого лидерства России на мировом рынке вооружений.

«В 1993 году на авиасалоне в Ле Бурже впервые был представлен необычный российский экспонат «ретро ХХI века» – модернизированный самолёт МиГ-21, созданный в начале 60‑х и относящийся к самолётам второго поколения. В Ле Бурже по своим характеристикам он был отнесён экспертами к самолётам четвёртого поколения, то есть признан близким по классу к американскому F‑16» («Коммерсантъ», 07.09.1995).

Есть только МиГ

Работа в этом направлении являлась весьма перспективной в связи с тем, что к началу XXI века «на вооружении 40 стран мира находится около 3000 самолётов МиГ-21 различных модификаций. При этом в сравнении с закупкой нового самолёта затраты на модернизацию старого в 10 раз меньше и составляют от $1 млн до $5 млн».

Этот проект оказался весьма интересным для Индии особенно на фоне поставок США в Пакистан «новейших истребителей-бомбардировщиков F‑16, которые могли значительно нарушить баланс сил в воздухе между соседними державами.

В марте 1994 года Индия официально выбрала российскую программу, а уже в июле главком индийских ВВС Кауль заявил о практической готовности к её выполнению. Собственно, разговоры о реанимации устаревших индийских МиГов начались ещё в 1991 году, однако в ту пору России было не до самолётов».

Тесное взаимодействие с индийскими ВВС привело к тому, что «Индия закупила у МАПО «МиГ» 10 истребителей МиГ-29» и изучался вопрос «о поставках многоцелевого истребителя разработки КБ Сухого стоимостью от $30 млн до $50 млн. Кроме того, Индия проводит тендер на закупку более 60 учебно-тренировочных самолётов. Не исключено, что новый тип УТС МИГ-АТ, не имеющий аналогов в мире, может также стать предметом новой сделки Москвы и Дели» («Коммерсантъ», 07.09.1995).

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области :: Спортзалы в девяти сельских школах Нижегородской области обновят в 2024 году :: Новый ФАП начал работу в деревне Большой Терсень Уренского округа :: Дмитрий Чернышенко призвал регионы масштабировать проект «Уроки с путешествием»:: Более 175 тысяч туристов посетили Нижегородскую область в новогодние каникулы :: Ремонт Сосновской ЦРБ планируется завершить в 2025 году :: Прямая линия о возможностях платформы «Работа в России» пройдет 1 февраля :: Более 11 тысяч нижегородцев приняли участие в семинарах центра «Мой бизнес» :: Цифровую вселенную «НЕЙМАРК» представили в рамках выставки «Россия» в Москве :: Фестиваль «Снежная фантазия» прошел в благоустроенном парке в Первомайске :: В пяти библиотеках региона появятся точки концентрации талантов «Гений места»