Понизили градус: почему вокруг нижегородского завода шампанских вин гремели судебные разбирательства
Газета "Деловая Газета НП" №86 от 02.11.2020
Подписка на газетуСегодня мы заканчиваем серию публикаций о Нижегородском заводе шампанских вин. Судьба предприятия оказалась весьма показательной: созданный в советские годы завод не без труда вписался в новую экономическую реальность. В конце 1990‑х — начале 2000‑х вокруг завода гремели громкие судебные разбирательства. Сегодня вспоминаем, чем всё закончилось.
Конкурентная борьба
В 2004 году генеральному директору Ю. В. Лисенкову принадлежало примерно 43% акций НЗШВ, а в 2006 – 100%. В интервью журналу «Экономическая стратегия» на вопрос о том, сталкивался ли он с рейдерскими атаками, ответил: «Конечно, сталкивались. Налоговое начальство на меня заводило уголовные дела – ничего не вышло.
Тогда эти господа начали искать мелких акционеров и пытались действовать через них, но я и тут успел – скупил все акции завода, сейчас у меня в собственности 100% акций» (журнал «Экономическая стратегия», 25.09.2006).
В начале 2009 года Ю. В. Лисенков уступил место генерального директора своему бывшему заместителю по развитию Александру Малафееву, а сам возглавил совет директоров компании. Тем самым он решил заняться стратегическим развитием завода и привлечением инвестиций. В этот период НЗШВ начал по сублицензии производить «Советское шампанское».
В марте 2009 года «Управление Федеральной антимонопольной службы России (УФАС) по Санкт-Петербургу признало обоснованной жалобу ОАО «Нижегородский завод шампанских вин» (НЗШВ) на действия производителя винной продукции – петербургского ЗАО «Вилаш», который использовал маркировку шампанского, «сходную до степени смешения с товарным знаком НЗШВ» («Коммерсантъ» 12.03.2009).
Более того, «НЗШВ инициировал проверки УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга и Екатеринбурга торговых сетей и оптовых поставщиков, где могли быть зафиксированы продажи партий шампанского петербургского завода «Вилаш», и когда «будет изъято всё шампанское, произведённое конкурентом, руководство НЗШВ намерено обратиться в суд, чтобы взыскать с петербургского производителя компенсацию в двойном размере стоимости партии» («Коммерсантъ» 14.04.2009).
Свободное падение
Эти успехи не могли компенсировать сокращения производства шампанского, причём «НЗШВ столкнулся с большим падением объёмов производства, чем российский рынок в целом» («Коммерсантъ», 13.05.2009). Поэтому владелец НЗШВ Ю. В. Лисенков вернулся на пост генерального директора. Это было связано «с желанием собственника сосредоточить оперативное управление предприятием в своих руках в условиях прогнозируемого падения рынка на 25% по итогам года» («Коммерсантъ», 16.05.2009).
Результаты падения рынка не заставили себя ждать: вторая половина 2009 года характеризуется обострением проблем – работники завода подали в суд на собственное предприятие. Причина прокурорской проверки в том, что работники предприятия не получали зарплату в течение трёх месяцев, и «общая сумма долга НЗШВ составляет около 1 млн руб. После прокурорской проверки ряд должностных лиц завода были привлечены к дисциплинарной ответственности». «В случае сохранения долга сотрудники НЗШВ вправе запустить процедуру его банкротства».
Задержка заработной платы «может обернуться для руководства НЗШВ не только административными взысканиями и приостановкой деятельности завода на срок до 90 суток, но и уголовной ответственностью руководителя» («Коммерсантъ», 22.09.2009).
Завод-банкрот
До уголовного преследования руководителей дело не доходит, но процедура банкротства завода уже начинается, и в мае 2010 года производство продукции останавливается, а цеха консервируются. Чтобы сохранить товарную марку и в надежде на спасение предприятия в будущем, «НЗШВ заключил договор на использование фирменных этикеток с челябинским производителем шампанского «Ариант», который теперь разливает свое шампанское под маркой НЗШВ» («Коммерсантъ», 28.10.2010).
Но эти действия не спасли предприятие, входящее, по мнению экспертов, в элиту винодельческой промышленности. Летом 2010 года НЗШВ был признан банкротом и в июне 2013 года в связи с этим ликвидирован. Основное здание завода стало торговым центром «КУБ», который открылся уже 20 ноября 2013 года. Остальные корпуса распроданы.