Поведение русского языка в социальных сетях
Долгое время языкознание знало два вида речи — устную и письменную. Различать их следовало потому, что каждая обладала собственным языковым инструментарием (звуки или буквы, интонация или знаки препинания), определенными сферами применения, правилами и способами изучения. Однако, с появлением мессенджеров и социальных сетей, стоит, кажется, заговорить о складывании третьего вида речи — сетевой. Оснований для этого несколько.
Во-первых, язык интернета не совпадает ни с письменным, ни с устным. Безусловно, в сети мы используем графические обозначения и знаки препинания (признак письменной речи), но вряд ли набираем огромные письма собеседникам, разделяя текст на абзацы, включая в одно сообщение и приветствие, и прощание, строго соблюдая нормы литературного языка. С устной же речью сетевая схожа функциями и задачами (эмоциональность, скорость).
Во-вторых, интернет-язык обладает уникальным набором “инструментов”: эмодзи, стикеры, сокращения, мемы.
Наконец, речь в сети формируется самостоятельно и абсолютно независимо от устной или письменной, в ее развитии заметны характерные только для нее тенденции и изменения. И, чтобы убедиться в том, что язык в интернете имеет право называться новым аспектом языка (наряду с устным и письменным), я провела исследование о поведении русского языка в социальных сетях. Результатами и выводами делюсь ниже!
Существование языка в интернет-пространстве подразумевает нарушение литературных норм. Отклонения от “правильного” варианта бывают по содержанию и по форме. С первыми все довольно ясно — это сленг и англицизмы, которые характерны для устной речи и которые довольно хорошо изучены. А вот под отклонениями по форме подразумеваются:
- нарочитые орфографические ошибки;
- отсутствие запятых;
- количество вопросительных и восклицательных знаков;
- использование скобочек для передачи эмоций;
- написание первого слова предложения с маленькой буквы;
- избегание точек в конце предложений.
И именно на них я обратила свое внимание.
Ставить или не ставить? Вот в чем вопрос
Русская пунктуация богата на знаки препинания и правила их постановки. Тем не менее, при общении в интернете не все они оказываются употребимы. Дело в том, что для онлайн-общения важна скорость, а расстановка запятых и тире замедляет процесс. Более того, обособление каждого вводного слова, деепричастия или причастного оборота может усложнить восприятия месседжа. Третья гипотеза исчезновения знаков препинания с просторов социальных сетей связана с смс-ками. Стоимость смс зависит от количества знаков, а потому многие опускали запятые, чтобы сообщение оказалось короче и не делилось на несколько. Теперь плату за сообщения в социальных сетях или мессенджерах никто не берет, но привычка осталась.
Так какова же судьба русской пунктуации в интернете? Самым частым знаком препинания оказался вопросительный знак — 97,5% респондентов отметили, что используют его при общении в интернете. Второе место по популярности за запятой (95,7%), на третьей позиции восклицательный знак (90%). Такое распределение кажется логичным — эти знаки препинания необходимы для верной передачи своих мыслей.
Скобочки занимают четвертое и пятое место, и мы можем предположить, что так часто они используются как замена смайликам (“)” — улыбка, “(“ — неулыбка). Наиболее редко в интернете, по мнению пользователей, встречается точка с запятой, что объясняется характером сетевой речи — немногие пишут большие тексты с длинными предложениями, в которых были бы уместны точки с запятой.
Интересно, что большинство респондентов заявляют, что всегда следят за своей пунктуацией. При этом на пунктуацию собеседника обращают внимание, скорее, для того, чтобы верно понять смысл сообщения, а не проверить, насколько тот силен в запятых и тире.
При отправлении
- всегда расставляю знаки препинания
- зависит от интонации
- никакие не ставлю
- зависит от собеседника
- зависит от смысла
- всегда расставляю знаки препинания
- зависит от интонации
- никакие не ставлю
- зависит от собеседника
- зависит от смысла
При получении
- обращаю внимание на пунктуацию собеседника, потому что важно, чтобы собеседник знал правила
- Обращаю внимание на пунктуацию собеседника, потому что знаки препинания транслируют интонацию
- Не обращаю внимания, так как смысл передают слова, а не пунктуация
- Зависит от собеседника
- обращаю внимание на пунктуацию собеседника, потому что важно, чтобы собеседник знал правила
- Обращаю внимание на пунктуацию собеседника, потому что знаки препинания транслируют интонацию
- Не обращаю внимания, так как смысл передают слова, а не пунктуация
- Зависит от собеседника
И точка
Сегодня точка в конце сообщения может пониматья как выражение обиды, злости, агрессии и не желания продолжать диалог. С чем это связано? Дело в том, что главная функция точки — разделять предложения. Но при общении в интернете в одном сообщении выражается обычно лишь одна мысль, то есть одно сообщение состоит из одного предложения, а потому точка в конце оказывается бессмысленной. Или, если в сообщении действительно несколько предложений, точки “приятнее” и “разумнее” ставить в конце каждого, кроме последнего.
Такое мнение о “приятнее” и “разумнее” популярно среди младшего поколения пользователей. Для них точка может стать показателем негативных эмоций или сарказма. Люди же старше 25 видят ее исключительно как знак препинания, не передающий никакие эмоции.
Дополнительные оттеночные значения точки (тоже от респондентов младшего возраста):
- желание сменить тему
- пассивная агрессия
- обида
- строгость
- негативное настроение
Какое сообщение получить приятнее?
- Извини, я не смогу пойти сегодня гулять (1‑й вариант, 0 – 25 лет)
- Извини, я не смогу пойти сегодня гулять. (2‑й вариант, старше 26 лет)
Вопрошать и восклицать
В аспекте восклицательных и вопросительных знаков, прежде всего, стоит смотреть на их количество, от которого, собственно, может зависеть и смысл.
Два восклицательных знака = ирония или сарказм
больше трех восклицательных знаков = сильная ирония
!=!!!; !!=!!!!!!!!!≠!!!
Два вопросительных знака — возмущение и претензия
??=???=????????
(Скобочки)
Использовать скобочки вместо эмодзи — тренд исключительно рунета, иностранцам такое не понять. Откуда же появились эти “привет)” и “блин(“? Кажется, из обозначений эмодзи типа “: — )”, где двоеточие обозначало глаза, дефис — нос, а скобочка — рот. Примечательно, что количество скобочек, как и количество вопросительных-восклицательных знаков, тоже важно для передачи смысла высказывания. Например, одна “улыбка” (закрывающаяся скобочка) передает смущение или легкую симпатию, две — радость или добрый смех, а много уже свидетельствуют об иронии. Такая же градация и у “неулыбок” (открывающихся скобочек).
Буквы большие и маленькие
Согласно правилам русского языка, каждое предложение должно начинаться с большой буквы. С большой буквы также пишутся имена, фамилии, название городов и так далее. Использование неверного регистра считается ошибкой, за это, например, снимается балл на ЕГЭ по русскому языку. Как же тогда, вообще, возник вопрос о написании всех слов в сообщении с маленькой буквы?
Не будем забывать, что до появления смартфонов люди набирали сообщения на клавиатуре компьютера или ноутбука, где для написания большой буквы необходимо нажимать дополнительную клавишу. Это занимало определенное время, а главная особенность языка в интернете, как мы помним, — быстрота. Так и вышло, что нажимать на “shift” многие перестали. А только потом написание с маленькой буквы стало трендом, который сегодня объясняют тем, что сообщение без больших букв выглядит красивее.
Тем не менее, всегда с маленькой буквой в социальных сетях пишут лишь некоторые респонденты до 17 лет. А для получателя регистр собеседника совершенно не важен.
При отправлении
- Всегда пишу с большой буквы
- Всегда пишу с маленькой буквы
- Зависит от собеседника
- Не обращаю внимания
- Всегда пишу с большой буквы
- Всегда пишу с маленькой буквы
- Зависит от собеседника
- Не обращаю внимания
При получении
- Регистр важен, потому что от этого зависит, с какой буквы буду писать я
- Регистр важен, потому что это может что-то сказать о собеседнике
- Регистр не важен
- Регистр важен, потому что от этого зависит, с какой буквы буду писать я
- Регистр важен, потому что это может что-то сказать о собеседнике
- Регистр не важен
И что все это значит?
Становится ясно, что язык в интернете — новый вид речи, которому характерен уникальный не только лексический, но и графический набор инструментов и языковых средств. Кроме того, на уровне графического оформления языка в социальных сетях проявляется разница поколений. Также отметим, что языковые графические средства сетевой речи обновляются быстрее, чем сленговый набор языка.
Конечно, в графическом оформлении русского языка в интернете еще много неизученных тем. Например — использование капслока или разделение одного предложения на несколько сообщений. Словом, тема интересная и актуальная, а места для исследования — более, чем достаточно.
Исследование провела Надежда Фильцова.